Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Водометный катер «Восток»

Водометный катер «Восток»

Водометный катер «Восток» Катера семейства «Амур» — единственная разновидность легких быстроходным судов со стационарными двигателями, которая выпускается специально для любителей отдыха на воде.

Комсомольский-на-Амуре авиазавод им. Ю. А. Гагарина, идя навстречу пожеланиям покупателей, помимо основной базовой модели катера «Амур-М» (см. здесь) освоил еще несколько модификаций: катер «Амур-2» и «Амур-3» (см. здесь) с поворотно-откидной колонкой (первый из них оборудован комфортабельной каютой), катер «Восток» — с водометным движителем.

Все модели выпускаются практически в одном корпусе, изготовляемом из коррозионно-стойких даже в морской воде алюминиево-магниевых сплавов. На все модели устанавливается один и тот же конвертированный двигатель «412Э» мощностью 60 л. с., который обеспечивает скорость около 40 км/ч.

Катерам семейства «Амур» разрешено плавать не только на внутренних водоемах, но и в прибрежной зоне морей при высоте волны до 1,2 м в любое время суток.

Катер «Восток» Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю. А. Гагарина в 1982 г. наладил серийное производство катера «Восток» с водометным движителем. Корпус катера спроектирован на базе корпуса «Амура-3» с поворотно-откидной колонкой. Это уже четвертая модель, пополнившая семейство катеров «Амур».

Внешне катер «Восток» отличается компоновкой кормовой части корпуса: для обеспечения удобства обслуживания двигателя и увеличения полезной площади кокпита двигатель закрывается быстросъемным капотом, оклеенным изнутри термозвукоизоляционным материалом.

Водометный катер «Восток» Снаружи капот, как и зашивка бортов кокпита, отделан искусственной кожей. В кормовой части кокпита установлены два съемных мягких сиденья, разделенных капотом двигателя; впереди расположены три мягких кресла, которые легко превратить в спальные места. В зашивке бортов кокпита в носовой части предусмотрены багажники; под приборной доской в районе ДП оборудован шкафчик для хранения продуктов. Во время непогоды кокпит закрывается складным тентом, дуги которого вместе с полотном укладываются в специальной выгородке в районе последнего шпангоута.

Привальный брус на катере «Восток» окантован специальным резиновым профилем, предохраняющим от повреждений при швартовке.

Основные данные катера «Восток»
Длина наибольшая, м 5,5
Ширина наибольшая, м 1,83
Высота борта на миделе, м 0,93
Водоизмещение, т 1,27
Полезная грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4-5
Максимальная мощность двигателя мод. «412Э», л. с. 60
Скорость хода при полном водоизмещении не менее, км/ч 37
Запас горючего, л 100

Водометная установка катера «Восток»

Водометная установка катера «Восток»

Основные данные водометной установки
Диаметр рабочего колеса, мм 200
Шаг рабочего колеса, мм 170
Число лопастей, шт 5
Диаметр сопла на выходе, мм 130
Тяга на швартовах на переднем ходу, кгс 290
Тяга на швартовах на заднем ходу, кгс 90
Масса движителя, кг 38

Водометный движитель катера «Восток»: а — продольный разрез; б — вид с кормы

Водометный движитель катера «Восток»
увеличить, 78,7 КБ
1 — водовод; 2 — фланец гребного вала; 3 — срезной болт; 4 — манжета сальника I-40х60-I; 5 — подшипник № 3056207; 6 — упорная шайба; 7, 8 — качалка реверсивного устройства; 9 — втулка-подшипник; 10 — фланец манжеты; 11 — смотровой лючок; 12 — кольцо; 13 — рабочее колесо; 14 — вал реверса; 15 — водило вала реверса; 16 — вал управления створками; 17 — опорный кронштейн с втулкой; 18 — заслонка заднего хода; 19 — поворотная створка; 20 — корпус сопла; 21 — стабилизатор; 22 — прижимная шайба; 23 — шарикоподшипник № 206; 24 — корпус с сальником I-80х60-I; 25 — шпонка; 26 — обтекатель ступицы; 27 — водило вала управления; 28 — шарнир; 29 — защитная решетка; 30 — скоба реверса.

При проектировании водометного движителя конструкторами завода были проанализированы лучшие промышленные и любительские конструкции, получившие распространение в нашей стране, изучен опыт применения водометов за рубежом. Было изготовлено и испытано несколько опытных образцов движителей, которые отличались геометрией водовода. В серийное производство запущен одноступенчатый движитель с сопловым поджатием струи и гидрореверсом. Корпуса водовода и сопла изготовлены литьем из алюминиевого сплава с последующей механической обработкой по посадочным местам. В корпусе водовода предусмотрен смотровой лючок.

Рабочие колеса водомета
Рабочие колеса водомета.

Пятилопастное рабочее колесо изготовлено методом точного литья из высокопрочного стального сплава. Для повышения КПД поверхности лопастей отполированы. Зазоры между кромками лопастей и стенками водовода не превышают 0,3 мм. Спрямляющий аппарат имеет семь лопаток. Для экономичного размещения водомета ка катере и удобства его обслуживания аппарат вынесен наружу за транец катера, как в большинстве зарубежных конструкций.

Управление катером осуществляется двумя синхронно поворачивающимися створками, изменяющими направление струи, выбрасываемой из сопла. При движении катера прямо внутренние стенки створок образуют цилиндр, охватывающий струю. На заднем ходу струя воды, выходящая из сопла перекрывается заслонкой и, отражаясь от правой и левой ее поверхностей, уходит под днище катера. Катер при этом сохраняет управляемость.

Для проверки ходовых качеств катеров «Восток» и «Амур-3» в условиях горных рек осенью 1980 г. два заводских экипажа совершили переход по реке Гур, которая изобилует каменистыми перекатами, заломами, крутыми поворотами; скорость ее течения достигает примерно 25 км/ч. Во время испытаний катер «Восток» развил максимальную скорость 45 км/ч. В среднем он уступал «Амуру-3» около 3 км/ч, зато выигрывал в лучшей проходимости. Отсутствие выступающих частей под днищем катера позволило на максимальной скорости проходить перекаты глубиной 0,25 м.

Во время похода из-за поломок лопастей пришлось сменить четыре винта на поворотно-откидной колонке.

Катер «Восток» дважды принимал участие во Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз журнала «Катера и яхты». Во всех видах программы катер выступал стабильно, а в гонке с полной паспортной нагрузкой даже смог опередить «Амур-3», подтвердив преимущество гидрореактивного движителя перед гребным винтом при эксплуатации с большими нагрузками.

Конструкторы и технологи завода работают над дальнейшим усовершенствованием конструкции и технологии изготовления катера «Восток».

В. Сорокин, «Катера и яхты», 1983 г.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное