Главная>>> Тюнинг мотолодок>>> Усовершенствование разборной лодки «Романтика»

Усовершенствование разборной лодки «Романтика»

Вот уже добрых два с половиной десятка лет я провожу отпуск на берегу Оки. Восемнадцать лет останавливался в Жайске — километрах в сорока ниже Мурома, а затем перебрался против Нискова, это немножко ниже Горбатова (многие, вероятно, слышали о знаменитых горбатовских вишнях). Были у меня и «Казанка», и «Прогресс» с «Вихрем». Но годы уже не те. Стало нелегко управляться с тяжелым катером и мотором. Трудно с бензином, а его на отпуск надо 600-700 л. Постоянные проблемы (по крайней мере — у нас в Горьком) со стоянкой — никаких удобств, заправки горючим нет, охрана, прямо скажем, неважненькая. Да и рука, искалеченная на фронте, с годами стала больше давать о себе знать.

И вот весной 1978 г. я в «Спорттоварах» увидел небольшую, ярко окрашенную, разборную лодочку с немного наивным названием — «Романтика» (см. описание мотолодки «Романтика» здесь, описание лодки «Романтика-2» здесь ). Все части лодки укладывались в компактный пакет, помещенный в брезентовый чехол, и при весе 45 кг ее можно было свободно перевозить на верхнем багажнике легкового автомобиля — факт, имеющий немаловажное значение для меня как автотуриста. Привлекала реклама: легкая, остойчивая, достаточно вместительная, простая в сборке (всего каких-то 60 болтов!), да и по цене весьма приемлемая — 160 руб.

Но среди посетителей магазина — опытных водномоторников — больше слышалось критики в адрес лодки и ее конструкторов, чем похвалы. Переборка поперек кокпита, продольная передняя банка, неудобное сидение водителя,— как-то все это «не так»! А попробуйте собрать лодку, когда идет дождик или печет солнце! Нужно, не торопясь, аккуратно вставить в несовмещающиеся на неровном берегу отверстия болты, навинтить на них около шестидесяти гаек. Да и внешний вид «Романтики» казался далеко не романтичным — то ли лапоть какой-то, то ли сапог средневекового рыцаря. Тем не менее, мы с сыном решились на покупку.

Первая приятная неожиданность: пакет с лодкой легко вошел по диагонали в кабину лифта и без проблем был поднят на восьмой этаж, где и занял «мертвый» уголок перед дверью нашей квартиры. Можно хранить лодку на балконе или в лоджии, но там она все-таки отнимает полезную площадь.

К тому времени пятисильный «Прибой» уже почему-то был снят с производства. И мы приобрели «Спутник» — компактный, надежный, экономичный и так далее, как обещала реклама. Тем не менее, двух лошадиных сил для «Романтики» оказалось явно недостаточно, лодка шла со скоростью 5-8 км/ч, едва выгребая на быстрых перекатах Оки. Огорчало и то, что в открытый кокпит попадала дождевая вода, а при стоянке на берегу — песок. Острые кромки металлических бортов резали руки.

Но обнаружились и неожиданные достоинства. Лодка оказалась остойчивой, можно было работать со спиннингом, стоя во весь рост, не опасаясь совершить «оверкиль». Испытали мы ее и на максимальную грузоподъемность, однажды переправив через реку (соблюдая элементарные правила безопасности) четверых взрослых людей с небольшим багажом. На веслах лодка передвигалась при глубине около 20 см.

Дальше — больше. Решили мы использовать «Романтику» для путешествий по малым рекам, которыми изобильна Горьковская область: автомобилем лодку, груз и двух человек «забрасывать» поближе к истоку какой-либо речки, а оттуда на веслах, не спеша, в течение девяти-двенадцати дней спускаться до Оки или Волги и дальше уже под мотором в облюбованный лагерь на берегу. Для осуществления этой идеи требовалось улучшить комфортабельность лодки.

Зимой, собрав «Романтику» прямо в комнате, мы в течение пяти дней сделали достаточно удобный тент. Дуги тента изготовили из лыжных дюралевых палок. Для того, чтобы изгиб дуг получился плавным, без морщин, места закруглений заливали стеарином, а после изгиба стеарин выплавляли.

Усовершенствование разборной лодки «Романтика» Дуг всего две. Задняя, более короткая, обеспечивает высоту тента 80 см над бортом. Тент в откинутом состоянии сворачивается на палубе у переднего края кокпита. Нижняя кромка передней «стенки» тента при помощи алюминиевого уголка наглухо крепится к корпусу лодки болтиками М5.

В поднятом положении тент крепится всего на четырех крючках. Для них на транце вместо штатных болтиков поставили рым-болты. Тент можно поставить только над передней частью кокпита — вещи и пассажир оказываются под крышей, а рулевой (в плаще, конечно) управляет лодкой, глядя поверх тента. Справа сзади в тент вшита «молния» — дверь. В передней «стенке» тента имеется небольшой иллюминатор.

Достаточно положить весла вдоль лодки на носовую и кормовую переборки, на весла — слани, на слани — два полунадутых матраца, на них байковое и ватное одеяла и готова отличная постель на двоих — «лучше, чем дома»! Под сланями остается достаточно места для снаряжения. Продукты размещаются в носовом отсеке. Все время омываемый водой, он оказывается своеобразным холодильником.

Заменили мы и мотор на «Ветерок-8». С ним «Романтика» преобразилась. Полностью загруженная (два человека, продукты на девять дней, постель, теплые вещи, канистра бензина) лодка развивала скорость 18 км/ч. Порожнем с двумя человеками на борту, «Романтика» легко выходит на глиссирование, не уступая в скорости «Казанкам» под «Нептуном». По спокойной воде лодка оставляет за собой длинный, ровный пенный след, не давая боковых волн от скул. К сожалению, только по спокойной воде. При волне в каких-то 10-15 см глиссирование практически становится невозможным: как на безрессорной телеге по новой булыжной мостовой — зубы клацают, сидеть больно. Сказывается плоское днище.

Для более легкого выхода на глиссирование за кормой были установлены две транцевые плиты из дюраля. Однако это оказалось излишним — достаточно переместиться на несколько секунд вперед, к носу, и лодка грациозно ложится параллельно воде, набирая скорость.

О. Ярчевский, «Катера и яхты», 1983 г.

В раздел «Тюнинг и модернизация лодок»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное