Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Универсальная лодка-ял

Универсальная лодка-ял — проект и чертежи. Как сделать универсальную лодку

Универсальная лодка-ял — проект и чертежи. Как сделать универсальную лодку Самодельные спортивные и туристические суда, к сожалению, не всегда получаются удачными. В одних неудобно грести, другие плохо управляются под парусом, третьи «рыскают» под мотором, четвертые слишком тяжелы для своих размеров.

После анализа недостатков различных самодельных конструкций и выявления их положительных качеств было решено построить универсальное судно, по возможности более совершенное, обладающее хорошими ходовыми качествами с любым движителем — веслами, парусом, винтом. Одновременно поставлена такая цель: лодка должна быть простой и легкой, обладать хорошей остойчивостью.

Кажется, это удалось осуществить в спроектированной и затем построенной конструкции.

Основные данные универсальной лодки-яла
Длина наибольшая, м 2,7
Ширина наибольшая, м 1,3
Высота борта на миделе, м 0,4
Масса, кг 40
Площадь паруса, м² 3,5
Мощность подвесного мотора, л. с. не более 5
Вместимость, чел.:  
     взрослые до 3
     дети до 5
В комплект снаряжения лодки входят: якорь массой 5 кг, капроновый конец (канат) Ø5 мм и длиной 25 м, спасательные жилеты по количеству людей в лодке.

Форму судна предопределили две ранее изготовленные, наиболее удачные наши лодки. От одной были взяты размерения, от другой — обводы.

Теоретический чертеж лодки
Теоретический чертеж лодки.

Таблица плазовых ординат универсального яла
№ шп. киль № стрингеров борт
1 2 3 4 5
полуширота, мм
I   150 275 380 460 516 580
II   165 312 457 567 623 645
III   162 306 443 562 604 630
Транец   157 296 418 501 535 560
высота от основной, мм
I 18/-32 45 84 138 210 286 418
II 0/-50 18 31 74 138 250 400
III 17/-50 35 51 88 153 258 405
Транец 60/-40 67 89 127 188 275 430
Примечание: цифры в знаменателе определяют линию фальшкиля.

Таблица плазовых ординат форштевня и волнорезов
Расстояние от 0, мм 135 270 405 540 675 810
Высота от основной, мм 95/70 40/0 20/25 10/40 5/-45 5/45

Нововведения коснулись в основном обшивки корпуса. Она если не оригинальная, то, во всяком случае, нестандартная. Но о ней чуть позже, по ходу рассказа о технологической последовательности выполнения работ.

Силовой набор корпуса яла выполнен по продольной схеме. В основе набора заложен киль из сосновой доски сечением 80x20 мм. Заранее отметим, что все детали каркаса (кроме особо оговоренных) сделаны из древесины сосны. Киль в носовой части соединен с форштевнем. Кроме киля, в продольный набор входят 12 стрингеров, два привальных бруса и четыре подлегарса (на оба борта). Поперечный набор состоит всего из трех шпангоутов и транца. Но дополнительную поперечную прочность корпусу готового яла придают три банки (скамьи): неподвижная передняя, а также переставные — средняя и задняя.

Конструкция универсальной лодки
Конструкция универсальной лодки:
1 — оковка (латунь, полоса 15x2, L3300); 2 — волнорез (сосна, рейка 25x3); 3 — форштевень (сосна, рейка 25x5); 4 — рым-болт М8; 5 — стрингер (сосна, брус 35x15, 12 шт.); 6 — фальшкиль (дуб, брус 50x25); 7 — бимс (сосна, брус 40x15); 8 — пиллерс носовой банки (сосна, брус 30x20, 2 шт.); 9 — кница пиллерса (s3, 2 шт.); 10 — степс мачты (стеклотекстолит s20); 11 — накладка на подлегарсс (сосна, брус 25х 15, 6 шт.); 12 — фланец пиллерса (s10); 13 — пиллерс средней банки (дюралюминийй, труба Ø20); 14 — степс пиллерса; 15 — пиллерс кормовой банки (дюралюминий, труба Ø20); 16 — шпилька М6 (3 шт.); 17 — транцевая кница (s20); 18 — опора крепления руля (латунь, 2 шт.); 19 — носовая банка; 20 — хомут крепления мачты (СтЗ, полоса 20x3); 21 — шпангоут (сосна, рейка 20x4, 3 шт.); 22 — подлегарс (сосна, брус 25x15, 4 шт.); 23 — колодка (s6, 6 шт.); 24 — опора уключины (СтЗ, полоса 50x3); 25 — граница переднего положения средней банки; 26 — средняя банка (s10); 27 — планширь (s4); 28 — граница переднего положения кормовой банки; 29 — упоры для ног (сосна, рейка 50x20, 18 шт.); 30 — кормовая банка (s10); 31 — утка (дуб); 32 — горизонтальный упор транца (сосна, доска 100x20); 33 — транец (s3); 34 — опора планширя (сосна, брус 25x10, 2 шт.); 35 — вертикальный упор транца (сосна, доска 100x20); 36 — накладка (дюралюминий, лист S2); 37 — нижняя кница транца (s4); 38 — верхняя кница транца (s4); 39 — обшивка (стеклоткань АСТТ(б) С2-О, 3 слоя, клей эпоксидный ЭД-5, полиэфирная смола ПН-I); 40 — упор для ног (сосна, брусок 50x20, 18 шт.); 41 — пайол (сосна, рейка 60х10); 42 — флор слани (s20); 43 — киль (сосна, доска 80x20); 44 — обшивка транца (s3); 45 — внутренний буртик транца (25x10); 46 — привальный брус (сосна, брус 20х15, 2 шт.); детали 9, 12, 17, 23, 26, 27, 30, 33, 37, 38, 44 — из бакелизированной фанеры различной толщины.

Конструкция универсальной лодки
увеличить, 2334х2386, 839 КБ

Клееный форштевень имеет «санную» (плавно закругленную) форму и собран из восьми реек сечением 25x5 мм. Рейки соединены между собой на шаблоне-цулаге клеем, не теряющим свои свойства в воде, полиэфирной или эпоксидной смолой с соответствующими компонентами. Этими же связующими склеены и все другие наборные детали яла, в том числе и шпангоуты — каждый из восьми реек сечением 20x4 мм.

Сборный форштевень
Сборный форштевень:
1 — горизонтальная часть (сосна, доска 100x25); 2 — кница (бакелизированная фанера, s25); 3 — вертикальная часть (сосна, доска 100x25); 4 — шпилька М6 (4 шт.).

Форштевень проще было бы изготовить составным — он менее трудоемок. Поэтому на рисунке приведен и такой вариант конструкции. Однако его форма более угловата и не столь практична. Подобным образом можно было бы сделать и составные шпангоуты, но из-за уменьшения прочности пришлось бы увеличивать их количество в наборе, что неминуемо утяжелило бы ял.

Шаблон-цулага изготовлен в виде угольников с полочками 200 и 40 мм из стальной полосы 30x3 мм на общем для всех шпангоутов столе. Для крышки стола использована столярная плита (ДСП) размерами 1500x600 мм, но можно применить для этой цели и лист толстой фанеры.

Технология изготовления клееных деталей типовая. Но вряд ли найдется много самодельщиков. которые такую работу уже выполняли. Поэтому некоторые пояснения по ее осуществлению будут нелишними.

Технологические этапы изготовления лодки: а — изготовление клееных деталей; б — сборка каркаса; в — обтяжка каркаса стеклотканью
Технологические этапы изготовления лодки:
а — изготовление клееных деталей; б — сборка каркаса; в — обтяжка каркаса стеклотканью.

Рейки для клееных изделий лучше всего заготавливать на циркулярной пиле с мелкозубым диском, тогда их не нужно шлифовать крупнозернистой шкуркой — поверхности реек будут и без того ровными и в меру шероховатыми. Рейки с сучками и другими пороками, влияющими на их прочность, в изделие закладывать нельзя.

Если радиусы изгиба малы и рейки ломаются, то их надо предварительно замочить, потом выгнуть до нужного радиуса и в таком положении хорошо высушить.

Для замачивания реек используют самодельную ванну длиной не менее 2 м с бортами из досок и дном из фанеры. В корыто, выстланное полиэтиленовой пленкой, кладут рейки с пригрузом и наливают воду.

Сушить рейки лучше, обжав их на том же шаблоне, на котором будет изготавливаться клееная деталь. Для ускорения сушки между реек оставляют зазоры, поместив в них небольшие фанерные проставки. Выдержка реек при комнатной температуре длится около недели.

Перед склеиванием сопрягаемые поверхности реек покрывают смолой и выдерживают 1,5-2 часа. Затем рейки еще раз смазывают клеящим составом и прижимают на шаблоне друг к другу. При этом следует помнить, что полное выдавливание связующего состава из шва, так же как и его избыток, ослабляет соединение. Для более равномерного обжатия на последнюю рейку кладут еще одну, дополнительную (без смазки ее клеящим составом), которая к тому же будет служить защитой от повреждения стальными хомутами шаблона.

Шаблон-цулагу для склеивания деталей изготавливают по внутреннему очертанию будущих шпангоутов и транца с учетом 2-3-процентной остаточной упругой деформации древесины.

Полная полимеризация смолы происходит при комнатной температуре через семь-десять суток, но для дальнейшей работы с клееной деталью достаточно суточной выдержки (к этому времени изделие набирает до 30 процентов прочности от максимальной). Хотя клеящий состав глубоко в древесину не проникает, изделие все же получается монолитным.

Силовой набор корпуса собран на стапеле килем вниз. Стапель сделан из доски сечением 200x40 мм поставленной ребром на ригели подпирающих ее подкосов.

Сначала на стапеле был установлен киль, а на нем закреплены форштевень, транец и три шпангоута. Форштевень присоединен непосредственно к килю четырьмя шпильками М6. Такими же шпильками, но только через кницу прикреплен и транец. Шпангоуты соединены с килем двумя болтами М6х65 каждый. Все крепежные детали луженые.

После монтажа элементов поперечного набора на них была сделана разметка под стрингеры, подлегарсы и опоры планширя, которые и прибиты гвоздями в первую очередь. Затем по бортам попарно установлены стрингеры, начиная с кормы. Но предварительно, для получения крутых обводов носовой оконечности яла, опоры планширя и стрингеры до первого шпангоута распущены на рейки. Эти части элементов продольного набора также были намочены, согнуты, высушены и склеены, но только не на шаблоне-цулаге, а на месте. При этом парные концы через распоры скреплялись на форштевне. Бортовые стрингеры монтировались в набор на стапеле, а днищевые — после снятия каркаса со стапеля. Стрингеры со шпангоутами и форштевнем соединялись оцинкованными гвоздями в загиб.

Такая конструкция силового набора яла обеспечивает его корпусу водоизмещающие обводы с острым носовым образованием.

Готовый каркас был сначала оплетен поперек с шагом 50 мм капроновым шпагатом. Шпагат закреплялся на стрингерах скобками из 2-мм медной проволоки. Такая сеть не только предохраняет стеклоткань от провисания между стрингерами, но и хорошо армирует корпуса яла. После этого каркас был покрыт стеклотканью АСТТ(б)С2-0 с шириной полотна 900 мм. Кромки полотнищ стянуты между собой капроновой нитью, а стык пушен по килю, с временным закреплением его рейкой на гвоздях.

Обтяжка полотном начиналась с миделя (середины) к оконечностям: сначала к форштевню, со сшиванием там встречных полотен стеклоткани, затем к транцу.

Пропитка стеклоткани смолой надолго не откладывалась, так как полотно со временем провисает даже под собственным весом.

Первый слой стеклоткани пропитывался эпоксидной смолой ЭД-5 (можно ЭПОКСИ-1200/2200) — она создает более жесткий слой, чем полиэфирное связующее. От пропитки до отверждения смолы на полотне появлялись неровности, которые своевременно расправлялись. После полимеризации «эпоксидки» все лишние припуски полотна и концы ниток и шпагата отрезались. Отдельные места выравнивались эпоксидной шпатлевкой. После полной полимеризации связующего вся наружная поверхность первого слоя зачищалась наждачной шкуркой.

Последующие слои стеклоткани (второй и третий) наклеивались по той же технологии, но полотна пропитывались связующим ПН-1 на основе полиэфирной смолы (можно ПН-3). Важно, чтобы между слоями не оставалось воздушных прослоек. Во избежание стекания связующего с вертикальных поверхностей полотна для повышения вязкости в смолу добавлялась «белая сажа» (каолин). Транец обклеивался стеклотканью в один слой.

В результате примененной технологии корпус получился выпукло-ломаной формы, похожим на набранную вгладь обшивку из досок.

После изготовления стеклопластикового корпуса на форштевне был смонтирован волнорез, предварительно изготовленный по той же технологии, что и базовая деталь. Волнорез сделан из четырех сосновых реек сечением 25x3 мм и одной верхней рейки такого же сечения из дуба.

К нижней плоскости киля прикреплен высокий дубовый фальшкиль. В сечении он имеет форму узкой параболы, а его высота возрастает от форштевня к транцу. Благодаря такой конструкции фальшкиль обеспечивает хорошую управляемость универсальной лодки, и прежде всего — устойчивое движение по заданному курсу под любым движителем: веслом, парусом, винтом. Практически фальшкиль выполняет роль выдвижного шверта, улучшая остойчивость судна. Для обеспечения долговечности волнореза и фальшкиля на их наружные кромки прикреплена общая оковка из латунной полосы сечением 15x2 мм и длиной 3,3 м.

Установка привальных брусьев завершила изготовление корпуса лодки с внешней стороны.

Внутренняя обделка в основном обычная и заключалась в монтаже подлегарсов, планширя, степса, носовой стационарной банки с мягким сиденьем. Под ним можно хранить вещи в непогоду.

Парусное вооружение универсальной лодки
Парусное вооружение универсальной лодки:
1 — лодка; 2 — мачта (сосна, брус 60x60); 3 — рей (сосна, брус Ø30); 4 — парус (хлопчатобумажная ткань 3,5 м²); 5 — бугель (сталь, пруток Ø5); 6 — гик (сосна, брус Ø30); 7 — румпель (сосна, брус 50x24); 8 — руль.
увеличить, 1136х1916, 240 КБ

На банке установлен крепежный хомут для мачты. Средняя и кормовая банки из 15-мм фанеры могут переставляться в зависимости от используемого движителя или комплекции пассажиров и членов команды. В соответствии с этим устанавливаются и упоры для ног на подлегарсах, и опоры весел на планшире. Под передвижные банки ставятся пиллерсы из дюралюминиевой трубы диаметром 20 мм. Они хоть и усложняют конструкцию, но дают выигрыш в массе банок. На дно универсальной лодки уложены пайолы из сосновых реек сечением 60x10 мм, соединенных отпорами (можно соединить и ремнями). На планшире, ближе к корме по обоим бортам смонтированы пары уток для швартовки яла к причалу и крепления шкотового конца паруса.

Весла тоже самодельные.

Парусное вооружение выполнено как рейковый кет. Мачта устанавливается в степс, закрепленный на киле, и притягивается хомутом к носовой банке. Мачта и реи изготовлены из древесины сосны без сучков, два раза проолифены и покрыты лаком. Приемлем также вариант их изготовления из подходящих дюралюминиевых труб. Соединение рангоута — на скобах. Шкоты, фалы и концы выполнены из капронового каната диаметром 15—20 мм.

Парус сшит из хлопчатобумажной ткани, которая предварительно два раза вымочена в горячей воде с промежуточной просушкой, чтобы ткань села. Иначе после первого же дождя парус будет безнадежно деформирован. Той же обработке подверглись и нитки. (Чтобы обойтись без этих предварительных операций, парус можно сшить из синтетических тканей: болоньи, лавсана или дакрона.) По верхней и нижней шкаторинам паруса прошиты карманы для рея и гика, на задней шкаторине сделаны два латкармана.

Подвесной мотор для яла должен быть мощностью не более 5 л. с. Его лучше крепить на транце не посередине, а немного в стороне. Широкая кормовая оконечность судна позволяет это сделать, что, в свою очередь, улучшает центровку яла и облегчает управление им.

Варианты размещения в лодке экипажа и пассажиров
Варианты размещения в лодке экипажа и пассажиров:
а — один или два человека при любом движителе; б, в — три взрослых человека или пятеро детей при движении на веслах или с подвесным мотором (один рулевой); г — четыре человека при движении на веслах; д — четыре человека при движении с подвесным мотором.

Малые размеры и масса универсальной лодки позволяют транспортировать его не только на трейлере или прицепе, но и на крышном багажнике легкового автомобиля, а на небольшие расстояния даже переносить вдвоем на руках.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное