Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Складная лодка-тримаран

Складная лодка-тримаран. Проект и чертежи складной лодки. Постройка складной лодки-тримарана

Разрабатывая конструкцию этой легкой на ходу складной одноместной лодки-тримарана, я исходил из того, что она должна быть простой и технологичной при изготовлении из самых доступных и дешевых материалов. Какой она получилась — судите сами, а я ею доволен.

Складная лодка-тримаран. Проект и чертежи складной лодки. Постройка складной лодки-тримарана

Лодка состоит из четырех одинаковых секций — складывающихся на плоскость отсеков, поэтому транспортировочный пакет имеет габариты одного отсека. Тримаран — название чисто условное. С таким же успехом можно называть ее трехкилевой четырехсекционной лодкой. Лодка симметрична относительно миделя.

Основные данные складной лодки-тримарана
Длина наибольшая, м 2,69
Ширина наибольшая, м 1,17
Высота борта на миделе, м 0,42
Вес в комплекте с веслами, кг 17,5
Грузоподъемность (при осадке 0,22 м), кг 100
Размеры пакета, м 1,50х0,55х0,14

Схема общего вида складной четырехсекционной лодки в сборе

Схема общего вида складной четырехсекционной лодки в сборе
I-I — два концевых отсека; II-II — два бортовых отсека.
1 — центральная поперечина — банка; 2 — концевая распорка-поперечина; 3 — половинка весла, уложенная в скобы на распорке-поперечине; 4 — центральный болт М6х110, соединяющий уложенные в пакет четыре секции, банку 1 и две распорки-поперечины 2.

Принцип изготовления каждого отсека предельно прост. Две одинаковые боковины, вырезанные в чистый размер из трехслойной фанеры, складываются вместе и по трем сторонам периметра (нос, корма и низ) обклеиваются полоской брезента или прорезиненной ткани общей шириной 60 мм. Длинная верхняя сторона остается свободной. Это борта отсека.

Эскиз боковины (8 шт.) отсеков
Эскиз боковины отсеков
увеличить, 1800х665, 67,4 КБ
1 — оклейка соединения полосой прорезиненной ткани или брезента; 2 — проушина на конце боковины, дюраль 4 мм; с другой стороны фанеры — подкладка, дюраль 1,5 мм, крепить двумя винтами М5; 3 — пропилы толщиной 1,5-2 мм; 4 — накладка из прорезиненной ткани или брезента на клею; 5 — прошивка через тканевую накладку.

Разведенные в стороны и закрепленные распоркой борта в плане, если смотреть сверху, образуют ромб. Подводная же часть каждого ромбовидного отсека имеет плавные и обтекаемые — острые — обводы.

Четыре таких отсека, объединенные средней банкой и двумя поперечными распорками, образуют «тримаран» ромбовидной в плане формы.

В местах резкого «излома» борта сверху пропиливаются ножовкой на глубину 130 мм. Пропилы заклеиваются с внешней стороны борта на всю глубину, а с внутренней — на 40 мм тем же материалом, которым обклеивались угловые соединения боковин. Это — наиболее напряженная и деформируемая часть отсека, поэтому соединение ткани с фанерой должно быть особо надежным. Дополнительно тканевая накладка прошивается через наколотые шилом (или просверленные) отверстия толстыми синтетическими нитками.

Для соединения отсеков между собой на их оконечностях приворачиваются проушины — изогнутые под углом 24° дюралевые пластины с отверстием диаметром 9 мм под центральный болт. Проушины крепятся к одной боковине через дюралевые накладки винтами с потайной головкой.

Эскиз центрального узла крепления двух концевых (I) и двух средних (II) отсеков через проушины и тканевые накладки
Эскиз центрального узла крепления двух концевых и двух средних отсеков
1 — центральный болт М6х110 с гайкой-барашком; 2 — шайба диаметром 32 мм (дюраль 2,5 мм).

Эскиз центральной поперечины-банки
Эскиз центральной поперечины-банки
увеличить, 1323х299, 36,2 КБ
1 — банка из доски 20 мм с фигурными скосами на концах; 2 — верхняя накладка, фанера; крепить на клею и шурупами; 3 — наклонный фиксирующий штырь (шпилька М8х32), входящий в отверстие Ø9 мм на внешних бортах; 4 — скоба для подвески половинки весла, дюраль 2 мм.

Эскиз концевой распорки-поперечины (2 шт.)
Эскиз концевой распорки-поперечины
1 — распорка, фанера 10 мм; 2 — упор, деревянный брусок со скосом; крепить на клею и шурупами; 3 — фиксирующий болт М6х55 с гайкой-барашком, входящий в отверстия Ø9 мм в накладках концевых отсеков и проушинах средних отсеков; 4 — скоба для подвески половинки весла, дюраль 2 мм.

Для изготовления лодки потребуются три стандартных листа 3-4-миллиметровой строительной фанеры. Листы размером 1500х1500 разрезаются на полосы 1500х500 наружными рубашками в продольном направлении. Восемь таких заготовок укладываются в пакет и по углам временно скрепляются гвоздями. На верхней заготовке делается разметка: наносятся контуры заготовки и сверлятся бортовые отверстия и отверстия для крепления проушин (последние сверлят только на четырех заготовках). Заготовки вырезаются все за один прием дисковой пилой.

Склеивание отсеков желательно выполнять под простейшим прессом, зажимая обе заготовки и соединительную полосу ткани между пластинами из ДСП, вырезанными по размеру заготовок. Между сторонками отсека и пластиной ДСП не забудьте проложить полиэтиленовую пленку. Пресс может быть и любой другой конструкции. Для склейки дерева применяется любой водостойкий клей и ткани. Тщательно выполненная склейка надежна и долговечна. Штевни отсеков с соединительной полосой можно дополнительно прошить через наколотые отверстия или поставить по паре форточных петель.

Пресс для склеивания отсеков
Пресс для склеивания отсеков
1 — угольник 36х36х4; 2 — плита ДСП толщиной 18-20 мм; 3 — стяжной болт М10х70.

Для улучшения внешнего вида и защиты фанеры от расслоения желательно свободные верхние кромки бортов оклеить узкими полосками любой ткани.

Готовые отсеки ошкуриваются, пропитываются горячей олифой и окрашиваются снаружи и внутри эмалью ПФ-115 за два раза.

В оборудование лодки входит разборное двухлопастное весло байдарочного типа, изготовленное из дюралюминиевого листа толщиной 1,5 мм и старых лыжных палок (или дюралевой трубки 16 мм).

Эскиз половинки весла
Эскиз половинки весла
1 — лопасть; 2 — веретено; 3 — соединительная пластина (2 шт.), дюраль.
Веретено фиксируется в «своей» пластине винтом М3. Конец полувесла вставляется в вырез d=16 в пластине встречного полувесла и фиксируется в нем винтом М3.

Порядок сборки таков. Ставятся рядом боковые отсеки проушинами внутрь. Между ними помещаются кормовой и носовой отсеки так, чтобы бортовые отверстия боковых отсеков и отверстия проушин кормового и носового отсеков совпали. Через эти четыре отверстия продевается центральный болт М6 с шайбами и заворачивается барашковая гайка.

Затем, упираясь левой ногой в противоположный борт бокового отсека, ближний борт оттягиваем на себя и вставляем штыри банки в бортовые отверстия. Сначала крепим конец ближнего к себе борта, а не наоборот; в противном случае, сорвавшись с ноги, пружинящий борт свободным концом доски банки может ударить вас.

Затем разводим борта остальных отсеков (носового и кормового) и вставляем распорки. На их болты надеваем проушины боковых отсеков и завинчиваем гайки. Лодка собрана. Не следует туго завинчивать гайки, так как они лишь фиксируют положение отсеков, не допуская их расстыковки, и почти не несут никакой нагрузки.

Разбирается лодка в обратном порядке.

На скобы распорок навешиваются половинки байдарочного весла. Плоские отсеки укладываются один на другой в пакет. В середину пакета, между отсеками, вставляется банка. Снаружи, по бокам пакета, укладываются распорки. Совмещаются бортовые отверстия отсеков с отверстиями банки и распорок. Весь пакет скрепляется центральным болтом с шайбами и гайкой.

Лодка используется уже в течение шести лет для выездов на рыбалку и плаваний во время отдыха на островах Волгоградского водохранилища в пределах Саратова. В сильный ветер при большом волнении плавать не приходилось, но лодка свободно преодолевает волну высотой до 0,3 м и волны от проходящих катеров, устойчива на курсе. При гребле байдарочным веслом скорость ее выше, чем лодок с распашными веслами. Высокая посадка обеспечивает удобство гребли, когда ноги опираются на дно боковых отсеков, а руки с веслом находятся на уровне пояса.

Складная четырехсекционная лодка

Упругие изгибы бортов и треугольная система построения придают всей конструкции жесткость и прочность, трудно достижимые для складных лодок традиционного типа. Это ощущение надежности еще более усиливается, когда лодка на плаву — нет и малейшей подвижки отсеков.

Лодку можно собрать из трех отсеков, оставив четвертый с распоркой на берегу. В этом случае увеличиваются ее осадка и остойчивость.

Лодка в уложенном для транспортировки виде
Лодка в уложенном для транспортировки виде.

Аварийный запас плавучести можно предусмотреть из двух мотоциклетных или автомобильных камер: накачанные и уложенные под распорки в оконечностях лодки они не требуют дополнительного крепления, а расположенные горизонтально — не занимают большого объема.

Вес лодки из 4-миллиметровой фанеры вместе с веслами — 17,5 кг. Для ручной переноски на значительные расстояния это многовато. Поэтому я разработал разборную двухколесную тележку на базе использования деталей самой лодки, а «лишние» — только колеса и соединяющая их труба. Тележка также разбирается за считанные минуты.

П. Усов, г. Саратов.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное