Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Швертбот «ОК-Динги»

Швертбот «ОК-Динги»

Спроектированный в 1952 г. датчанином Кнудом Олсеном сравнительно простой и дешевый швертбот «ОК-Динги» («ОК» — инициалы конструктора) сразу же завоевал популярность во многих странах мира. По числу построенных судов этот класс быстро перегнал «Финна». В ноябре 1969 г. Международный парусный союз официально признал «ОК-Динги» международным гоночным классом. В настоящее время в мире зарегистрировано около 2000 этих швертботов.

Основные данные швертбота «ОК-Динги»
Длина наибольшая, м 4,00
Длина по ватерлинии, м 3,60
Ширина наибольшая, м 1,41
Ширина по ватерлинии, м 1,25
Высота борта, м 0,31
Осадка корпусом/швертом, м 0,17/0,95
Длина кокпита, м 1,00
Ширина кокпита, м 1,02
Вес корпуса, кг 72
Масса с вооружением, кг 82
Площадь паруса, м² 8,54

Общий вид швертбота «ОК-Динги»

Швертбот «ОК-Динги»
1 — клин 27х100х6 из текстолита, регулирующий положение гика; 2 — упор клина; 3 — оттяжка Кэннингхема; 4 — ходовой конец шверт талей; 5 — резиновый строп, удерживающий деревянный шверт в рабочем положении; 6 — ходовой конец гика-шкота, идущий на нижний блок (футблок); 7 — оттяжка ползуна гика-шкота (с левого борта, симметрично); 8 — фал.

Общее устройство и теоретический корпус швертбота «ОК-Динги»

Общее устройство и теоретический корпус швертбота «ОК-Динги»

Остроскулый корпус яхты обшит фанерой, а три фанерные переборки и транец служат одновременно не только элементами прочности, но и лекалами для сборки корпуса (рнс. 213). «ОК-Динги» имеет все черты современного гоночного швертбота: способен глиссировать в свежий попутный ветер, вооружен гибкой поворотной мачтой, оборудован воздушными отсеками и самоотливными шпигатами, легко дифферентуется на ходу для достижения оптимальной скорости.

Парусность швертбота класса «ОК-Динги»
Парусность швертбота класса «ОК-Динги».

Вращающаяся мачта имеет неодинаковую жесткость: в нижней части она усилена твердым деревом, в средней части — еще достаточно жесткая, а в верхней трети — очень гибкая. Преимущество такой конструкции состоит в том, что верхняя часть мачты при сильном ветре прогибается под ветер и назад, благодаря чему убирается «пузо», уменьшаются дрейф и крен яхты.

Гик крепится к мачте так же, как и на «Финне»; клин в прорези мачты позволяет регулировать положение и жесткость крепления пятки гика. Вследствие гибкости мачты гик не занимает постоянного положения и часто опускается очень низко к палубе, затрудняя управление яхтой. Поэтому парус снабжен окном из прозрачной пленки; его площадь не должна превышать 0,28 м².

Весь бегучий такелаж — фал, шкот и галс, а также шверттали проводятся к носовому обрезу кокпита и обычно снабжаются эксцентриковыми стопорами. Шверт — вращающегося типа, руль — съемный с жестким деревянным пером.

Герметичные отсеки большого объема в носу и корме обеспечивают непотопляемость швертбота и простоту постановки его на ровный киль в случае опрокидывания.

В СССР швертботы этого класса деревянной конструкции строила Ленинградская экспериментальная судоверфь. Многие зарубежные верфи выпускают лодки с корпусом из стеклопластика. Пластмассовые «ОК-Динги» импортировались в СССР из Польши. Преимущественное использование швертбот получил для гонок юниоров — именно на нем проводится чемпионат Европы среди юниоров.

Как построить швертбот класса «ОК-Динги»

Конструкция швертбота «ОК» очень проста. Его можно построить в любой мастерской при яхт-клубе под наблюдением человека, имеющего хотя бы небольшой опыт в судостроении.

Конструкция корпуса швертбота класса «ОК-Динги»

Конструкция корпуса швертбота класса «ОК-Динги»
увеличить, 1500х792, 158 КБ
Конструкция корпуса швертбота «ОК-Динги»
увеличить, 2040х1256, 417 КБ
1 — скуловый стрингер 22х45; 2 — форштевень ламинированный, 60х45, дуб; 3 — внутренний привальный брус, 17х45; 4 — подушка под утку, 15х80х300; 5 — бимс 17х45; 6 — накладка 15х160х350, фанера; 7 — переборка шп. 3, δ=6; 8 — топтимберс 17х45; 9, 10, 14 — бимс 17х30; 11 — комингс люка 17х30х200; 12 — комингс люка 17х30х360; 13 — крышка люка; 15 — планка 22х40; 16 — стойка швертового колодца, 20x40; 17 — стойка-пиллерс 20х40; 18 — основание колодца, 22х70, дуб; 19 — стенка колодца, δ=6; 20 — карленгс 17х45; 21 — бимс 17х30; 22 — топтимберс 17х45; 23 — флортимберс 17х45; 24 — переборка, δ=6; 25 — бимс 17х22; 26 — бимс с погоном гика-шкота, 40х40; 27 — обшивка борта δ=6; 28 — комингс ахтерлюка, 17х30х410; 29 — настил палубы δ=6; 30 — бимс транца, 17х30; 31 — буртик 15х20, дуб; 32 — транец δ=6; 33 — обшивка днища δ=6; 34 — флортимберс 17x45; 35, 36 — топтимберс 17x45; 37 — флор 17х30; 38 — киль 22х120; 39 — переборка шп. 2, δ=6; 40 — флортимберс 17х45; 41 — стойка колодца, 22х70; 42 — топтимберс 17х45; 43 — бимс 17х30; 44 — степс 15х120х600; 45 — стойка колодца, 20х40; 46 — шверт δ=20; 47 — румпель, 30х30; 48 — перо руля δ=20; 49 — гик; 50 — мачта; под пяткой стальная пластина; 51 — упоры на гике.

Для постройки швертбота требуются следующие основные материалы, включая необходимые для изготовления мачты, гика, шверта и пера руля: доски, рейки (ель, сосна) — 0,5 м³; фанеры водостойкой толщиной 6 мм — 9 листов, 2-3 мм — 2 листа; шурупов 3х22, 4х22 и 4х26 всего 2-3 кг, клея водостойкого — 4 кг; эмалевой краски — 3 кг; олифы — 2 кг; лака масляного — 2 кг. Кроме того, потребуется еще немного крупных шурупов, гвоздей и пр.

Три шпангоута и транец надо разметить точно по приводимому эскизу и плазовой таблице. Если в дальнейшем предполагается участвовать на швертботе в соревнованиях, то корпус придется предъявлять мерителю, который проверит основные размеры по шпангоутам и в случае обнаружения неточностей может не допустить лодку к гонкам. Поэтому яхт-клубу, собирающемуся строить серию таких швертботов, лучше выписать чертежи с Таллинской экспериментальной верфи. Для индивидуальной постройки вполне достаточно приводимых основных эскизов, разработанных мастерами этой верфи.

Таблица плазовых ординат

Сечение Размер
H I K M L N P Y T1 T2 T3 T4 T5 T6
Транец 234,5 430,5 838 272 908 200 200 478 208 219 230,5 245
Шп. 1 219 490 1146 408 1238 275 95 583 106,5 120,5 137 154 173
Шп. 2 186 504 1254 549 1418 329 6 672 29 53 78,5 106 135 165
Шп. 3 131 452,5 826 562 1160 362 28 650 60 101 153 217
Примечания. 1. Радиус скулы на всех шпангоутах 15 мм. 2. Общая длина построенного швертбота должна быть в пределах 4010-3990 мм.

Обводы шпангоутов
Обводы шпангоутов

Первой операцией при постройке является сборка переборок и транца. При этом топтимберсы рамок нужно изготовить несколько длиннее (до строительной базы). Затем выклеивают из 10 тонких реек форштевень, заготовляют киль, стрингера и швертовый колодец. Сборка корпуса ведется в положении вверх килем обычным порядком. После окончательной выверки положения набора на стапеле можно обшивать корпус 6-миллиметровой фанерой, после чего переворачивают его, устанавливают все внутренние детали и настилают палубу.

По килю ставится металлическая оковка толщиной 3-10 мм и шириной 9-22 мм. Необходимо обратить особое внимание на герметичность воздушных отсеков в нос от шп. 3 и в корму от шп. 1, чтобы гарантировать непотопляемость швертбота. По правилам класса объем наименьшего из этих отсеков должен быть не менее 0,125 м³.

Оговорены максимальная толщина деревянных шверта и руля 20 мм, металлических 6 мм.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное