Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Разборный катер с мягкой обшивкой
  

Разборный катер с мягкой обшивкой

Разборный катер с мягкой обшивкой Сложность решения проблемы городских стоянок, зимнего хранения судов, а также транспортировки их по суше вынуждает многих туристов-водномоторников интересоваться разборными конструкциями. Привожу чертежи небольшого суденышка под мотор мощностью до 10 л. с., как бы сочетающего в себе достоинства разборной байдарки в части простоты хранения и перевозки и «настоящей» мотолодки на 2-4 человека.

Этот мини-катер с мягкой обшивкой в разобранном виде упаковывается в три места, которые безотказно принимаются для перевозки в такси с тремя пассажирами. Три тюка имеют примерно одинаковый вес — по 20 кг; в один из них укладываются шпангоуты и банки, в другой — продольный набор, в третий — обшивка. Ясно, что при желании можно «разложить» их и в любом ином сочетании на любое количество упаковочных мест.

Основные данные разборного катера
Длина наибольшая, м 3,0
Ширина, м 1,35
Высота борта на миделе, м 0,4
Вес корпуса, кг 60
Скорость с 1 чел. на борту под «Москвой», км/час свыше 30

Вопрос с приобретением необходимых материалов и деталей решается сравнительно просто. Кроме сосновых реек и досочек потребовались: лист фанеры толщиной 3 мм (на пайолы), кусок 4-миллиметровой 400х1300 (на транец) и обрезки 10-миллиметровой (200х300, 160х400, 50х750 — 4 шт.); 110 петель; обрезки дюраля толщиной 1,5-2 мм; 0,6 кг дюралевых заклепок 2,5 (3,0)х22 и понемногу шурупов 3х15 и 3,5х20.

Постройку советую начинать с изготовления изогнутой части киля, выклеиваемой из двух реек 10х50 на специальном шаблоне размером 200х1600, выпиленном из доски толщиной 50 мм. Концы реек распариваются, пропускаются в просвет скобы, установленной на носовом конце шаблона, и прижимаются клиньями. При помощи крепкой веревки рейки подтягиваются к шаблону до плотного прилегания по всей длине и оставляются для просушки. Смазав клеем, их запрессовывают вторично, выдвигая при этом немного за отметку шп. 1, что дает возможность регулировать высоту подъема при сборке корпуса. При склеивании реек кормовой половины киля запрессовка производится мелкими гвоздями. При нарезке деталей лучше сделать так, чтобы стыки соседних стрингеров не лежали в одной плоскости, а были «разогнаны» на 150-200 мм.

Изготовление неразборных (цельных) шпангоутных рамок также начинается с выклеивания гнутых деталей — бимсов на шп. 1, 2, 5, верхней окантовки транца и кормового фальшборта (на шп. 5). Величина погиби для каждого шпангоута задана плазовой таблицей, где указаны высоты при борте и в ДП. Можно сделать шаблон для транца, где наибольшая стрелка погиби — 60 мм, а затем подстрагивать его, по очереди подгоняя по плазу для остальных шпангоутов. Бимсы выклеиваются из четырёх реек 10х15 (бимс на шп. 2 лучше несколько усилить, сделав его из пяти — шести таких реек).

Конструкция разборного катера с мягкой обшивкой

Конструкция разборного катера с мягкой обшивкой
Конструкция разборного катера
1 — накладная полоса (нерж. сталь или Д16) 3х30х600 с отверстием — причальным рымом на выступающем через прорезь в обшивке конце; крепится к дет. 3, 6 и 20 тремя винтами с гайками-барашками; 2 — планка на концах палубных стрингеров; дюраль 1,5х30х75; 9 шт.; 3 — палубный стрингер (карленгс) 15х30; 2 шт. по 220 и 3 шт. по 700; 4 — петля форточная длиной 30 мм; 60 шт.; 5 — петля форточная длиной 40 мм; 50 шт.; 6 — брештук откидной; фанера 10х250х750; 7, 8, 9 — арматура для соединения носовой и кормовой частей продольного набора; 10 — подуключина, 2 шт.; 11 — подмоторная накладка на транце снаружи; фанера 10х200х300 на дюралевой подвеске из пластинки1,5х70х200; 12 — вертушки — фиксаторы пайолов; 13 — пайолы; 7 щитов из фанеры δ=3; 14 — сиденья, доска 12 мм; кормовое имеет спинку из 6-миллиметровой фанеры, закрепленную на петлях; 15 — замок фальшборта, 2 шт.; коробка из дюралевой пластинки 1,5х50х100; 16 — фиксаторы положения подбаночных реек 25, дюраль 2х15х100; 6 шт.; 17 — стойка, 15х40; 18 — бимсы и бортовые ветви (топтимберсы) шпангоутных рамок, 15х40; 19 — дюралевые кницы-накладки толщиной 1,5 мм с обеих сторон; между кницами — сухари δ=15; 20 — форштевень, полоса дюралевая 2х50; крепить к килю и к брештуку 6 болтами 21; 21 — болт 3х30 с гайкой-барашком; 5 шт.; 22, 23, 24 — детали фальшборта; 25 — подбаночиая рейка (подлегарс), 10х50х1300; 26 — кормовая часть деки; 27 — дека; 28 — киль, 20х50; 29 — стрингеры днищевые и бортовой, 15х30; 30 — привальный брус, 10х50 и 10х15 по кромке; 31 — скуловой стрингер, 10х50 и 10х15 по кромке; 32 — нагель Г-образный; 33 — скоба-застежка (вариант вместо Г-образного нагеля); 34 — рамка ветрового стекла; гнутая фанера или дюраль; 35 — стойка подмоторная, 15x60; 2 шт.; 36 — обшивка транца, фанера δ=4; 37 — подкрепление транца, фанера 10х160х400; 38 — днищевая часть шпангоутной рамки (флор); на шп.1, 2 и 3 — 15х40 со стыком в ДП на дюралевых накладках; на шп. 4, 5 и транце — 15х50 цельная.

Схема обводов корпуса

Схема обводов корпуса

Для сборки рамок надо на фанерном листе размером не менее 600х1400 и толщиной 8-10 мм разбить плаз — вычертить по плазовой таблице очертания всех шести шпангоутов. Подогнав по плазу детали, нарезанные из сосновых реек толщиной 15 мм, места соединения смазывают клеем и снова укладывают детали на плаз, собирая из них замкнутую рамку. Естественно, ставятся на место и ранее изготовленные бимсы и стойки (на шп. 3, 4, 5), и угловые заполнители (сухари). Все устанавливаемые детали крепятся к плазу гвоздями. Чтобы предотвратить приклеивание к фанере, под места соединений подкладываются полоски бумаги. После того как клей высохнет, гвозди удаляются, и готовая шпангоутная рамка снимается с плаза. Остается в местах укладки фанерных книц подровнять плоскости рубанком и смазанные клеем кницы закрепить гвоздями, не повреждая склейки. Так по очереди собираются все шпангоуты. Транец вырезается по плазу в чистый размер из водостойкой фанеры, после чего ставятся детали обвязки и подкрепления под мотор.

Таблица плазовых ординат

№ шп-та Тр 5 4 3 2 1 0
  Высоты от ОЛ, мм
Палуба в ДП 380 385 420 459 525 506 503
Борт 320 335 370 404 440 484 500
Скула 8 10 15 40 96 220
Верх киля 20 160
  Полушироты от ДП, мм
Борт 630 635 650 646 590 375
Скула 550 560 585 570 480 175
Примечания: Заданы очертания наружных кромок шпангоутных рамок.

Следующий этап работы — это установка арматуры, т. е. соединительных деталей, благодаря которым киль, привальный брус и стрингера собираются (каждый из двух частей), а затем пристегиваются к шпангоутам, образуя жесткий каркас, на который натягивается обшивка. Применена довольно простая и надежная система соединений, проверенная многолетней эксплуатацией байдарок с деревянным набором.

Узлы соединения частей продольного набора

Узлы соединения частей продольного набора
а — киля; б — привального бруса, бортового и скулового стрингеров; в — днищевых стрингеров.
1 — прокладка (фанера или пластик) по толщине язычка 4; 2 — коробка замка; заготовка 170х80; 3 — полупетля; 4 — язычок; 6 — накладка, сосна 12х50х280; для привального бруса накладку делать длиной 500 мм (к ней крепятся подуключины); 6 — язычок; заготовка 100х70; 7 — коробка замка; заготовка 50х150.

Для соединения продольного набора с поперечным используются самые обычные форточные петли (навески). Петли надо разобрать, выбив нагель после опиливания расклепки, и установить точно по разметке одну часть на стрингере, а другую — на шпангоуте. Петли крепятся дюралевыми заклепками. Петля на шпангоуте не должна выступать за его нижнюю кромку, чтобы при сборке набора шпангоут плотно вставал на плоскость днищевого стрингера. Нагели от 40-миллиметровых петель, устанавливаемых на соединениях с килем, привальным брусом и скуловым стрингером, подойдут к 30-миллиметровым. Для этого в тисках отгибают 10 мм (чтобы нагель не выпадал), а под прямым углом один конец на другой немного опиливают под конус. Для остальных петель нагели нарубаются из стальной проволоки. Для горизонтальных петель их можно согнуть в виде «застежки», показанной на эскизе. Такие застежки невозможно потерять; сборка и разборка корпуса будет занимать меньше времени.

Вся арматура для соединения частей продольного набора между собой изготовляется из обрезков дюраля и также ставится на заклепки.

Разметка мест установки петель на привальном брусе, скуловом и бортовом стрингерах производится по месту. Другими словами, нужно собрать киль и днищевые стрингеры, установить на них транец и все шпангоуты, и после этого огибать по шпангоутам рейки бортового набора, притягивая и закрепляя их шнуром или прочным шпагатом. Поставив набор по обоим бортам, тщательно проверьте правильность положения шпангоутов и транца и отмечайте на рейках места положения петель.

Сняв рейки, проверьте совпадение отметок по правому и левому бортам; только добившись полной симметрии, можно приклепывать петли.

Отметим, что рейки для бортового набора следует подобрать попарно одинаковыми по упругости, особенно в носовой части корпуса. Для повышения жесткости и фиксации изгиба в носу по верхней кромке привального бруса и по нижней кромке скулового стрингера приклейте рейки 10х15 с запрессовкой струбцинами и гвоздями. Первые от киля днищевые стрингеры подгибаются к шп. 1 с трудом, поэтому советую распилить их вдоль тонкой ножовкой на длине 600 мм, а затем проклеить распил с запрессовкой гвоздями. Вторые и третьи от киля стрингеры в носу крепятся петлями к скуловому стрингеру с подгонкой по месту. Палубные рейки — карленгсы — подгоняются в последнюю очередь.

Откидной носовой брештук лучше всего вырезать по месту — на готовом корпусе; затем фанера замачивается в горячей воде и выгибается по дуге бимса шп. 1, а после просушки брештук и бимс соединяются тремя неразборными 40-миллиметровыми петлями. Форштевень, выгибаемый из дюралевой полосы (для повышения жесткости носовой части можно сделать форштевень в виде сплошной вертикальной детали, выпиленной из толстой фанеры или доски и закрепленной к шп. 1 на петлях.), также изготовляется по месту. Таким образом, форму носовой части лодки вы задаете сами, добиваясь плавного завершения линий киля (вид сбоку) и привальных брусьев (в плане). Верхняя часть форштевня отгибается горизонтально на длину около 200 м и заводится под брештук. Затем сверху на брештук и носовую часть карленгса в ДП накладывается металлическая полоса 1 (с причальным рымом — отверстием на носовом конце) и по месту высверливаются отверстия для скрепления деталей между собой двумя болтами 3х30 с гайками-барашками 21. Нижняя часть форштевня просто накладывается на носовой конец киля и при сборке корпуса крепится двумя такими же болтами.

Фальшборт по краям кокпита состоит из четырех деталей — носовой 22, изогнутой по радиусу, двух бортовых 23 и одной кормовой 24 стенок. Детали 22 и 23 склеиваются (с запрессовкой шурупами) каждая из двух реек, в которых выбран паз полукруглого сечения радиусом 4 мм. В образовавшееся цилиндрическое отверстие заводится край мягкой «палубы» (деки), в который вшит на клею резиновый шнур диаметром 6 мм. Не забудьте в рейке 30-миллиметровой высоты снять 2-3 миллиметра по толщине для прохода края деки! Рейки носовой стенки придется сначала распарить, чтобы легче было загнуть их по радиусу 450 мм. Можно для упрощения гибки выклеить дет. 22 из полосок фанеры, оставив паз прямоугольного сечения 8х8.

Готовый каркас прокрашивается горячей олифой и выдерживается в полностью собранном виде в течение нескольких дней, чтобы дать закрепиться форме гнутых продольных связей.

Пайолы в кокпите вырезаются по месту и укладываются на днищевой набор. С нижней стороны к пайолам приклепываются по две направляющие пластинки из дюраля 2х30х70, которые заходят под шпангоуты; для петель делаются вырезы, которые одновременно могут служить фиксаторами, запирающими Г-образные нагели от выпадания. Пластинки и вырезы не дают пайолам сдвигаться в сторону. Кроме того, щиты фиксируются стопорами-вертушками на киле. Сиденья-банки ложатся краями на продольные рейки 10х50, вставляемые в пазы на стойках шпангоутов.

Оболочка склеивается из четырех полос прорезиненной ткани толщиной около 2 мм (расход ткани около 8 nor. м); две, соединенные по килю, образуют днищевое полотнища, которое закрывает также и транец, а две бортовые склеиваются с днищевым на скуловом стрингере. Склеенную оболочку прошивают по линиям склейки, затем все швы с обеих сторон оклеивают полосами той же прорезиненной ткани, натягивают оболочку на каркас, загибая на привальные брусья запас в 80 мм, и временно крепят. По верхней наружной грани привального бруса делается разметка шва для соединения оболочки с декой.

Деку шьют из легкого брезента (расход материала — 7 пог. м). Для ее первоначального раскроя нужно полностью собранный фальшборт уложить на выровненный на полу материал, и по периметру фальшборта изнутри очертить контур кокпита, продолжив его до транца. Отступив от этой контурной линии на 50 мм внутрь кокпита, лишний материал можно срезать. Теперь по контурной линии надо вклеить резиновый шнур, плавно и плотно обтягивая его краем деки; обтянутый шнур прошивается, образуя по кромке гибкий валик.

Остается пришить деку к оболочке. Для этого, надев детали фальшборта на внутреннюю кромку деки с резиновым валиком, устанавливают фальшборт на каркас и крепят нагелями (застежками) на петлях. Деку разравнивают по фальшборту и натягивают на борта и в нос, после чего делается разметка шва; поперечные отметки, совпадающие с отметками на оболочке и каркасе, будут служить для предохранения от перекоса при сшивке.

Кормовую часть деки 26 выкраивают отдельно и пришивают к оболочке по верхнему краю транца. Внутренний край дет. 26 пропускают под кормовую стенку фальшборта и натягивают, надевая ее люверсами на круглые головки винтов в дет. 24 и (по носовым углам) на бимсе шп. 5. В местах петель, соединяющих дет. 24 с бимсом шп. 5, в деке придется сделать прорези. Кроме того, надо сделать две прорези у транца для прохода лап струбцины подвесного мотора. К кормовой части дет. 27 пришиваются два клапана, закрывающих концы продольных валиков, с люверсами для соединения шнуром с дет. 26.

Подуключины сварные: к стальной пластинке 3x50х100 привариваются трубки-втулки с внутренним отверстием d=12 мм.

Две рамки для крепления ветрового стекла (плексиглас) вырезаны из фанеры и после распаривания изогнуты; между собой (по ДП) и с дет. 22 фальшборта они соединяются на петлях.

Тент ставится на дугах из дюралевых трубок. Для крепления дуг и фальшборту привернуты хомутики. К раме ветрового стекла и к фальшборту тент крепится люверсами, надеваемыми на головки винтов. В корме тент натягивается за поднятый мотор и закрывает его.

В. И. Брызгалов.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное