Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Проектирование яхт для любительской постройки

Проектирование яхт для любительской постройки.
Разработка обводов яхты

Продолжение. Предыдущая страница здесь.

Разработка обводов яхты

После определения главных размерений яхты можно представить форму ее корпуса, вычертив теоретический чертеж.

Прежде всего предстоит решить очень важный вопрос: какой тип обводов принять — плоскодонный, килеватый с острой скулой или округлый? Естественно, что для уменьшения затрат труда и материалов обводы и конструкция яхты должны быть возможно проще.

Любители редко строят яхты округлых обводов. Среди любителей наиболее популярны остроскулые яхты с килеватым днищем. Яхта с такими обводами по ходовым качествам значительно лучше плоскодонной и при хорошем проекте практически не уступает округлой; в постройке она несколько сложнее первой, но безусловно проще второй.

Если обводы округлой яхты задаются сложной сеткой ватерлиний, шпангоутов и батоксов, воспроизведение которых на импровизированном любительском плазе отнимает много труда и времени, то поверхность корпуса типа шарпи достаточно точно определяется линиями киля, скулы и пересечением борта с палубой. При постройке округлого корпуса приходится затрачивать материал на изготовление лекал и их установку на стапеле; лекалами для сборки остроскулых корпусов служат их конструктивные шпангоуты.

Гнутые шпангоуты округлого корпуса делают из твердых пород древесины, тогда как остроскулый корпус может быть построен почти целиком из сосны или ели.

Шарпи с поднятой из воды скулой и заостренными шпангоутами у форштевня — идеальная форма корпуса для любительской яхты. Подветренная скула при крене погружается глубже в воду, отчего повышается давление воды на скулу и яхта круче «вырезается» на ветер. Шарпи имеет большую начальную остойчивость благодаря увеличенной ширине по скуле, а в том случае, если его борта имеют хороший развал, то и повышенную остойчивость на больших углах крена.

Разрабатывать теоретический чертеж начинают с разбивки сетки основных линий на всех трех проекциях: корпусе, боке и полушироте. Первой линией на боковой проекции должна быть килевая линия. Если обвод киля образуется свободным изгибом доски на пласть, его проводят по рейке, отложив на миделе осадку корпуса без плавника, т. е. максимальную стрелку погиби киля. Для швертбота это будет осадка без шверта. Для килевой яхты максимальную величину стрелки погиби киля рекомендуется принимать следующей:

Длина яхты по КВЛ, м 4,0 5,0 6,0 7,0
Стрелка погиби киля, м 0,22 0,35 0,40 0,50

Следует отметить, что вообще эта величина зависит от водоизмещения, сечения киля и способа гибки последнего.

Различают две основные разновидности очертаний носовой оконечности подводной части яхт шарпи (рис. 8). Тип Б — форштевень ставят на плоский участок днища в носу при незначительном подъеме киля и скулы. Подобное образование можно увидеть у яхт «Звездного» класса. Тип А — со значительным подъемом скулы у форштевня и сильно подрезанным носом. Подъем скулы позволяет заострить шпангоуты носовой оконечности в подводной части, а подрез штевня — увеличить развал надводного борта. Первый тип проще в постройке, но второй дает преимущество при ходе на волнении, уменьшая удары волны о днище. Развал борта, кроме того, обеспечивает лучшую всхожесть на волну.

Рис. 8. Способы образования носовой оконечности яхт с обводами шарпи
Проектирование яхт для любительской постройки. Разработка обводов яхты
А — с подрезом форштевня и подъемом скулы; Б — с плоским днищем в носу.

Обвод форштевня диктуется эстетическими соображениями и его конструкцией. Швертботы обычно имеют отвесный или слегка наклонный штевень. Килевые яхты, которым приходится плавать на взволнованном море, имеют значительный наклон штевня. В целях удовлетворения требованиям правил классификации носовой свес иногда достигает 40-50% длины яхты по палубе, в то время как для обеспечения мореходности вполне достаточно 30-35%.

В корме киль должен выходить из воды, обеспечивая плавное обтекание корпуса без срыва вихрей у транца. Транец может быть отвесным или наклонным (рис. 9). Отвесный транец получил распространение на яхтах с опускным килем, так как он весьма удобен для навешивания руля и подвесного мотора. Транец с наклоном верхней части в корму хорош при высокой корме: он предохраняет перо руля от повреждений при навалах и несколько улучшает поведение яхты при ходе по волне. Транец с наклоном в нос появился (в результате введения обмерных формул) для уменьшения гоночной длины яхты; на яхтах любительской постройки применяется только в декоративных целях.

Рис. 9. Способы навешивания руля на яхтах любительской постройки
Способы навешивания руля на яхтах любительской постройки
1 — навесной руль на транце за килем; 2 — вельботная корма (скандинавский тип); 3 — навесной руль на киле под кормовым подзором; 4 — навесной руль на транце за плавником; 5 — навесной руль на плавнике под кормовым подзором; 6 — балансирный руль.

Вельботная и крейсерская формы кормы редко применяются на малых яхтах, так как усложняют постройку и ухудшают дифферентовку, но они хороши на прибойной волне, которая образуется у входа в гавань или на барах в устьях рек.

Положение и площадь килей, плавников, швертов зависят от площади парусности и положения ее центра. Площадь шверта для швертбота должна быть не менее 1/20 площади парусности. Наиболее практичны металлические шверты секторного или L-образного типа, которые реже гнутся при посадке на мель.

Аэродинамическое качество мечевидных швертов выше, однако они часто гнутся и заклиниваются в колодце... дальше>>>

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное