Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект многоцелевого катера

Проект многоцелевого катера

Четыре варианта планировки 6-метрового многоцелевого катера с автомобильным двигателем

Перед одним из дипломантов Ленинградского института водного транспорта была поставлена задача спроектировать катер минимальных размерений, предусмотрев несколько вариантов его планировки и назначения.

Главные размерения многоцелевого катера
Длина наибольшая, м 6,1
Длина по КВЛ, м 5,4
Ширина наибольшая, м 2,3
Ширина по КВЛ, м 2,0
Высота борта на миделе, м 1,12
Осадка при полном водоизмещении, м 0,375
Полное водоизмещение, т 1,9
Скорость хода, км/ч 50-55

Были проанализированы четыре варианта катера на базе одного и того же корпуса.

Варианты общей компоновки многоцелевого катера

Вариант № 1
Проект многоцелевого катера

1. Открытый катер. При этом варианте планировки форпиковая переборка установлена на шп. 2, а в просторном кокпите между нею и шп. 10 расположено обычное для открытых катеров оборудование — кормовой диван для четырех пассажиров и четыре кресла спинками одно к другому (разложив кресла, их можно будет использовать как спальные места). В кормовой части кокпита предусмотрена стойка для крепления фала при буксировке воднолыжников, одновременно являющаяся также частью тентового устройства. Звукопоглощающая крышка моторного отсека, имеющая снаружи мягкую обивку, может использоваться как «солнечная палуба».

Катер предназначен для непродолжительных прогулочных выходов и может быть использован как патрульно-разъездное судно. Эксплуатация его целесообразна преимущественно в средней полосе и в южных районах страны.

Вариант № 2

Общая компоновка многоцелевого катера

2. Проект катера с носовой и кормовой каютами. Форпиковая переборка установлена, как и на остальных трех вариантах, на шп. 0. В носовой каюте кроме диванов имеются складной столик, при устройстве ночлега опускаемый до их уровня, камбуз, сушильный шкаф, туалет. В кокпите (между шп. 6½ и шп. 10) на переборке носовой каюты размещен пост рулевого. При необходимости над кокпитом ставится тент.

В кормовой каюте (от шп. 10 до транца) размещены поперечный диван, опускающийся столик, два спальных места («гробы») вдоль бортов (между бортом и МО).

Это многоместное туристское судно. На ночлег на нем могут разместиться трое в носовой каюте и двое взрослых и один ребенок в кормовой, т. е. или одна многочисленная семья или две небольшие семьи.

Вариант № 3

Общая компоновка многоцелевого катера. Вариант № 3

3. Катер с каютой. В каюте, занимающей пространство от шп. 0 до шп. 7, на ночлег могут устроиться три человека, а в просторном кокпите (от шп. 7 до шп. 11) на раскладывающихся креслах — еще двое. Над кокпитом ставится тент. Крыша над МО используется в качестве «солнечной палубы».

Этот катер также можно рекомендовать для туризма в различных климатических районах страны; при этом оборудование его существенно проще, чем катера с носовой и кормовой каютами.

Вариант № 4

Общая компоновка многоцелевого катера. Вариант № 4

4. Катер с каютой и рубкой. Каюта сделана несколько короче (от шп. 0 до шп. 5), зато имеются закрытое сверху и с боков пространство под жесткой рубкой (сюда выносятся пост управления и камбуз) и открытый кормовой кокпит. Можно помещение под рубкой (от шп. 5 до шп. 9) изолировать от кокпита шторкой из прозрачного пластика. Двигатель закрыт звукопоглощающим кожухом.

Три спальных места могут быть оборудованы в каюте, четыре — в помещении под рубкой.

Катер будет пригоден для длительного туризма в любых климатических районах страны. Наличие закрытого и удобного поста управления и хороший круговой обзор позволяют использовать многоцелевой катер в качестве служебно-разъездного судна, для обслуживания водных соревнований и т. п.

Этот вариант, по мнению дипломанта, наиболее полно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к катеру многоцелевого назначения; в дипломной работе он и был принят в качестве основного, для него были выполнены все чертежи и расчеты.

Обводы выбирались не только исходя из условия обеспечения высокой мореходности и ходкости, но и с учетом технологичности и удобства внутреннего оборудования катера. Выбранные обводы позволяют применять для обшивки большие листы фанеры, разворачивающиеся на плоскость. V-образным обводам днища придана повышенная килеватость; можно отметить еще такие особенности обводов корпуса, как лишь незначительный подъем линии скулы в носу, плавность батоксов, криволинейность транца, существенное (на 10%) уменьшение ширины корпуса (по скуле) на транце по сравнению с шириной на миделе.

Теоретический чертеж корпуса катера

Теоретический чертеж корпуса катера
увеличить, 1944х548, 112 КБ

В качестве обшивки и настила палубы предусмотрено использование бакелизированной (δ=5) и авиационной (δ=4) фанеры. В часто поставленные шпангоутные рамки (сосна δ=20) врезаются стрингера, киль, скуловой и привальный брусья. Детали шпангоутных рамок соединяются между собой фанерными кницами с двух сторон; флоры к килю и шпангоуты к скуловому стрингеру дополнительно крепятся при помощи металлических коротышей из угольника 40х40х3. Шпация в районе от шп. 6 в нос, где днище воспринимает основные удары при ходе катера на волнении, уменьшена с 470 до 400 мм.

Для тех читателей, которые захотят построить подобный катер самостоятельно, приводим таблицу ординат теоретического чертежа и основные сведения о конструкции корпуса. Постройку корпуса следует вести на обычном стапеле, килем вверх; после установки фанерной обшивки надо будет оклеить его стеклопластиком, а затем устанавливать продольные реданы.

Таблица плазовых ординат

№ шп. Полушироты от ДП, мм Высоты от ОЛ, мм
Батоксы Скула — Ск Борт — ЛБ
Скула — Ск Борт — ЛБ БI БII БIII
–2 94 1197
–1 380 1093 1190
0 223 610 788 1165 672 1182
1 412 783 506 900 637 1175
3 570 928 328 648 1120 604 1170
2 700 1025 226 477 927 570 1163
4 798 1085 172 377 750 538 1156
5 875 1120 145 316 575 510 1150
7 964 1145 115 252 419 460 1136
9 996 1150 99 224 362 420 1121
11 1000 1147 95 211 346 400 1110
20 1000 1100* 94* 211 344* 400 1050*
*Одноименные точки на шп. 11 и 20 соединить прямыми.

Конструктивный мидель-шпангоут и продольный разрез корпуса

Конструктивный мидель-шпангоут и продольный разрез корпуса
увеличить, 2016х1745, 338 КБ
Конструктивный мидель-шпангоут 1 — киль, дуб 50х120; 2 — флор, сосна 20х50; 3 — днищевой стрингер, сосна 20х50; 4 — флортимберс, сосна 20х80; 5 — продольный редан, сосна; 6 — кница, фанера БПС-1; 7 — бортовой стрингер, сосна 20х50; 8 — топтимберс, сосна 20х50; 9 — зашивка переборки, фанера БПС-1, δ=4; 10 — привальный брус, дуб 40х40; 11 — полубимс палубы, сосна 20х50; 12 — бимс рубки, сосна 20х40; 13 — стойка переборки, сосна 20х50; 14 — форштевень, дуб 50х50; 15, 24 — угольник алюминиевый 40х40; 16 — старнкница, сталь δ=4; 17 — фундаментная рама двигателя, дуб 50х50; 18 — комингс кокпита, кедр 20х15; 19 — стойка рубки, сосна δ=20; 20 — карленгс рубки, сосна 20х40; 21 — брештук, сосна 40х150х400; 22 — шельф; 23 — комингс рубки.

Готовый корпус ставится на кильблоки килем вниз, после чего монтируются палуба, фундамент главного двигателя и подсланевый набор; крепятся блоки пенопласта, обеспечивающие непотопляемость, собирается рубка. Монтаж винто-рулевого комплекса, установка двигателя и топливной системы выполняются, как обычно при самостоятельной постройке катеров.

Все варианты катера разрабатывались исходя из условия установки 90-сильного конвертированного автомобильного двигателя с угловым реверс-редуктором «М8ЧСПУ100-1» (на базе «ЗМЗ-53»).

А. И. Павлов, П. Ф. Попович.

Комментирует конструктор: Сам факт обращения молодых судостроителей к проблеме создания малого многоцелевого катера — области, пожалуй, самой «забытой», заслуживает всяческого одобрения. Однако ошибочное мнение о том, что проектирование малых судов представляет соответственно и малую сложность, часто приводит к легковесным, а порой и неправильным решениям.

Опыт эксплуатации выпускаемого нашей верфью катера «ЛС-5», который, судя по всему, послужил явным прототипом корпуса предлагаемого проекта, показал, например, что на циркуляции судно с такими обводами сначала кренится на внешний борт, а потом — резко внутрь поворота. Для пассажиров туристского катера это неприемлемо. При выбранной в проекте килеватости корпуса и сравнительно небольшом водоизмещении порожнем скула почти по всей длине корпуса оказывается выше ватерлинии; следствием этого будет повышенная валкость катера на стоянке.

Для предлагаемых вариантов компоновки катера, которые рассчитаны в основном на использование судна как туристского (с большим экипажем и в длительных плаваниях), отмеченные недостатки могут оказаться очень чувствительными. Думаю, что в данном случае большая килеватость и не оправданна: катер с такими размерениями и повышенной удельной нагрузкой даже при меньшей — умеренной — килеватости будет сравнительно мягко идти на волне, зато пассажиров будет меньше бросать от борта к борту, на камбузе перестанет «скакать» посуда.

Недостатком, по моему мнению, является чрезмерное стремление в очень ограниченный объем малого катера «втиснуть» варианты компоновки, приемлемые для судна несколько больших размеров. Так, кормовая каюта будет явно мала не только для троих, но и для двух человек. Чрезмерная шумность и вибрация углового редуктора, дымность двигателя (даже несмотря на изоляцию и вентиляцию) сделают длительное пребывание, скажем, в кормовой каюте столь малого катера совершенно некомфортабельным. Сильно развитая по длине «надстройка» и как следствие «перегруженный» нос создают «тяжелый» силуэт. Линия надстройки в плане не согласована с линией палубы и т. д.

Заслуживает одобрения тщательно разработанная конструкция корпуса.

Строить такой катер, на мой взгляд, можно посоветовать лишь ограниченному числу любителей, которые ходят по редко спокойному морскому заливу или большому водохранилищу и при том ходят с неполным экипажем.

В. И. Васильев — главный инженер Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное