Главная>>> Яхтинг. Полное руководство>>> Поведение в экстремальных условиях. «Покинуть судно!»

Поведение в экстремальных условиях. «Покинуть судно!». Пожар на борту

«Покинуть судно!»

Поведение в экстремальных условиях. «Покинуть судно!». Пожар на борту
Новички могут впасть в панику, впервые столкнувшись с серьезной проблемой в море, но со временем все они научатся отличать суровые условия плавания от ситуации, угрожающей жизни.

Любой моряк боится услышать эти слова. Если для спасения судна сделано все, но ничто не помогает, приходит время покинуть его и принять помощь. Однако следует помнить, что это делается только в крайнем случае. Многие яхтсмены, мужчины и женщины, погибли, покинув свои яхты слишком рано. А их лодки оставались на плаву даже через несколько дней и в некоторых случаях не имели повреждений; если бы команды оставались на борту, они, возможно, выжили бы. Так случилось во время регаты яхт «Фастнет» в 1979 году, когда погибло 15 человек, а позднее нашли 18 яхт оставленными, и все они были на плаву (прочитать статью можно на этой странице). Можно только предполагать, сколько моряков могли бы спастись, если бы остались на борту.

Паника — один из самых опасных факторов во время любой критической ситуации. Неопытные моряки, застигнутые сильным штормом, увидев воду в трюме, начинают паниковать, что вполне понятно. Но, прежде чем яхта утонет, в ее трюм может поступить удивительно много воды. Страх перед неизвестностью, усиливаемый порывами ветра и состоянием моря, отрицательно сказывается на нервах новичков, поэтому шкипер и опытные члены команды должны успокоить людей, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.

Взволнованную команду нужно занять делом — это один из способов справиться с паникой. Если в лодке есть вода, постройте людей в цепочку в каюте — наполнение и передача ведер с водой наверх займет их. Сумеют ли они вычерпать воду — неизвестно, это будет зависеть от конкретных обстоятельств, но поставленная задача, безусловно, отвлечет нервных членов команды от размышлений о том, что может произойти.

Если случится худшее и надежды на спасение судна не останется, тогда придется следовать жесткой процедуре его оставления, чтобы все выжили.

Учения
Благодаря учениям, проводимым спасательными службами, яхтсмены осваивают пользование спасательным плотом и другие навыки поведения в случае, когда приходится покидать судно.

К этому времени уже должен быть послан сигнал бедствия спасательным службам по радио. Этот сигнал должен включать информацию о местонахождении судна и текущих событиях.

Помощь прибудет на спасательных судах или вертолетах. Вероятно, операцией будут руководить спасатели, в этом случае команда должна быстро выполнять указания и не чинить препятствий. Никогда не обсуждайте приказ, в противном случае может начаться путаница, а в чрезвычайной ситуации это недопустимо.

Если помощи извне не предвидится, тогда руководить спасением должен шкипер, он отдает приказ оставить яхту.

Нужно надуть и спустить на воду спасательный плот, предварительно прикрепленный к борту, чтобы его не унесло прежде, чем в нем разместится команда. В него кладут сумку с запасом продуктов и спасательным снаряжением, сигнальные ракеты и прочие предметы, необходимые в чрезвычайной ситуации. Для спасения нужна пресная вода (поэтому контейнеры помещают на плоту), а также РОМЧС (его нужно активировать, чтобы поддерживать связь со спасателями). После этого команда забирается на спасательный плот, устанавливает навес и отвязывает плот от лодки сразу, как только станет очевидно, что она вот-вот пойдет на дно.

Спасательные вертолеты

Береговые и спасательные службы проводят учения
Береговые и спасательные службы регулярно проводят учения экипажей вертолетов по проведению спасения в чрезвычайных ситуациях, которое редко происходит при таких благоприятных условиях, как здесь!

Спасением на судах наверняка будут руководить спасатели, а в случае со спасательными вертолетами команда должна заранее знать, как нужно себя вести.

Мачта и такелаж, если они еще стоят на месте, будут сильно раскачиваться вместе с яхтой и, таким образом, усилят опасность запутывания веревочной лестницы в снастях. Также существует риск для спасателя, которого спускают, поэтому процесс спасения осуществляется обычно в стороне от лодки. Членам команды придется либо прыгать в воду, обвязавшись тросом, и плыть в сторону от кормы поврежденной яхты, либо забираться на спасательный плот, который будет дрейфовать также в сторону от кормы лодки, чтобы спасение можно было выполнить на открытом месте.

Спасение на море очень часто приводит к травмам, но если моряки знают, что нужно делать при работе спасательного вертолета, пилоту будет легче выполнить задачу (часто трудную), что, в свою очередь, повысит шансы на благополучный исход дела.

Пожар на борту

Нет ничего страшнее, чем пожар на борту, особенно если вы находитесь далеко от берега. На лодке множество горючих предметов и материалов, не говоря уже о баках горючего и баллонах сжиженного газа, — при пожаре яхта становится плавучей бомбой.

Если принимать меры предосторожности, риск можно уменьшить или свести на нет. Но все может случиться, и если пожар все же начинается, с ним трудно справиться. На море нет пожарных команд, а если бы и были, к моменту их прибытия огонь бы мало что пощадил. Команда оказывается в ловушловушке, никто не может уйти с горящей лодки.

Как всегда, профилактика лучше лечения. Чем лучше подготовлены команда и яхта, тем быстрее можно потушить пожар на борту. Правильные действия по тушению пожара, необходимое оборудование и знание характеристик пожаров — вот три основных фактора успеха в любой чрезвычайной ситуации, связанной с пожаром. Понять причины возникновения пожара и обеспечить тушение в максимально сжатые сроки — это первый шаг предупреждения несчастья.

Очевидно, что наибольшую опасность представляет топливо, и с ним всегда нужно обращаться предельно осторожно. Баки с горючим должны быть установлены с наружной стороны каюты, для них следует предусмотреть отдушины. Если топливо расплескалось во время заправки, оно может стечь в трюм и оставаться там до первой искры, как мина с часовым механизмом. Поэтому в трюме каждой яхты, где есть горючее, должны быть установлены газовые датчики, они немедленно дадут сигнал о появлении газа.

Сжиженный газ также создает опасность возгорания, следовательно, все газовые трубы должны быть установлены специалистом газовой службы, баллоны с газом следует хранить в проветриваемых ящиках на палубе, а не во внутренних помещениях.

Вы сможете потушить пожар
Вы сможете потушить пожар, удалив один из элементов — топливо, кислород или источник возгорания — из огневого треугольника.

Оптимальные способы борьбы с огнем можно подобрать при изучении огневого треугольника. Одна из его сторон — это горючее, другая — кислород, третья — источник возгорания, например искра или пламя. Для возникновения пожара необходимы все три составляющие; если удалить любую сторону треугольника, пожар будет потушен. Для успешной борьбы с огнем нужно обдумать, которую из них лучше или легче всего удалить.

Если горючего материала нет, гореть будет нечему, без искры или пламени (источника возгорания) топливо, как бы легко оно ни воспламенялось, не загорится, и без воздуха (кислорода) огонь погаснет. Успешная борьба с пожаром основывается на удалении одного из этих факторов.

Для примера рассмотрим камбуз на яхте. Предположим, что на плите стоит сковорода с горячим маслом. Если загорится масло, вспомните огневой треугольник, чтобы определить, какую из его сторон нужно удалить. Так как масло уже горит, слишком поздно удалять источник возгорания. Таким образом, остаются две возможности: удалить горючий материал или кислород.

Можно выбросить сковородку за борт, то есть удалить горючий материал, — это первый вариант. Если это невозможно, удаление кислорода становится единственным способом тушения пожара, а для этого лучше всего воспользоваться огнестойким одеялом.

Несмотря на то что вода служит прекрасным средством тушения пожара и ее очень много вокруг лодки, использовать ее для тушения горящего масла или жира нельзя, так как при контакте с водой масло будет разбрызгиваться и распространится вокруг. Многие химические, или порошковые, огнетушители непригодны для использования в замкнутом пространстве внутренних помещений яхты, потому что при этом выделяются токсические газы. При тушении горящего масла эффективны пенные огнетушители, но их можно использовать только в помещениях с хорошей вентиляцией.

При выборе огнетушителей для судна прислушайтесь к совету специалиста, учитывайте тип и размер. Нужно правильно разместить баллоны. Одним из решений может стать использование разных систем тушения в камбузе, каюте и при возгорании двигателя.

При пожаре, как и в других чрезвычайных ситуациях на борту, следует сохранять спокойствие и не впадать в панику. Это нелегко, ведь внутреннее пространство ограничено, однако хладнокровие так же важно, как и правильный выбор огнетушителя. Оцените ситуацию, при необходимости отправьте сигнал бедствия, определите, какой способ тушения будет самым эффективным, действуйте уверенно и решительно.

Если огонь выходит из-под контроля и нет надежды спасти судно, вовремя подготовьте спасательный плот, чтобы команда успела в него спуститься до того, как огонь подберется к бакам с топливом.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное