Главная>>> Яхтинг. Полное руководство>>> Хождение под парусом в тумане. Циклоны, штормы и ураганы

Погода и ее прогнозирование. Хождение под парусом в тумане. Циклоны, штормы и ураганы

Хождение под парусом в тумане

Погода и ее прогнозирование. Хождение под парусом в тумане. Циклоны, штормы и ураганы
В тумане радар незаменим, но на оживленной трассе расшифровать его показания бывает трудно.
Сканер со сложной антенной радара
Качество сканера определяет качество изображения на экране радара. Здесь изображен сканер со сложной антенной радара дальнего действия.

Туман может создать кошмарную ситуацию для моряков, особенно в районах оживленного движения судов. Конечно, радар значительно снижает риск столкновения в тумане, но экраны не всегда фиксируют яхты. Это происходит из-за небольшой высоты лодки, во-первых, и, во-вторых, яхта может быть скрыта между большими волнами и недоступна для датчиков радара.

Международные правила безопасности требуют, чтобы яхты несли радарный отражатель на мачте при движении под парусом в тумане. Он служит для отражения мощного сигнала на экран радара приближающегося судна, что делает яхту видимой. Однако большие коммерческие суда известны своим пренебрежительным отношением к маленьким лодкам, и столкновения все же случаются. В большинстве случаев это происходит потому, что оператор на корабле невнимательно следил за экраном радара или не было организовано визуальное наблюдение.

Можно приобрести инструменты, предупреждающие о приближении больших кораблей, но в густом тумане, когда вы не видите встречное судно, маневрирование затруднительно. Почти все большие яхты оснащены собственными радарами, чтобы не попасть в такую ситуацию, но это дорогое оборудование, а для маленьких лодок оно слишком громоздко, поэтому такой вариант не всем подходит.

По правилам IRPCS, при движении в тумане все суда должны посылать звуковые сигналы. Большинство яхт с этой целью несут портативный гудок или горн.

Циклоны, штормы и ураганы

Эти суровые явления природы на суше и на море имеют общее название «тропические штормы». Они возникают в областях крайне низкого давления с резкими падениями показаний барометра и ветрами, скорость которых достигает 160 узлов (296 км/ч). Во время шторма морские волны могут сокрушить большинство судов (даже большие океанские корабли), опустошить прибрежные воды и затопить огромные площади на суше.

Схема развития тропического шторма
Схема развития тропического шторма в Южном полушарии:
А — на большой высоте воздух движется по спирали наружу, по часовой стрелке, В — центр шторма, С — из центра полосами распространяется дождь, D — на уровне моря ветер дует по спирали к центру шторма (по часовой стрелке в Южном полушарии и против часовой стрелки в Северном).

Тропические штормы представляют собой гигантские воздушные вихри, вращающиеся по часовой стрелке в Южном полушарии и против часовой стрелки — в Северном.

Яхта в зоне шторма или урагана
У яхты, попавшей в зону шторма или урагана, шансы на спасение практически равны нулю. Единственное, что можно сделать, — это уклониться от нее.

Циклон с особенно сильным ветром (более 20 м/с) называют штормом; если скорость ветра свыше 35 м/с, его называют ураганом. В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке тропические циклоны штормовой и ураганной силы называют тайфунами.

У маленьких судов, таких, как яхты, нет шансов пережить штормы, даже большие торговые и военные корабли погибали, застигнутые ими в необъятных просторах морей. К счастью, можно довольно надежно предсказывать их перемещения, что дает судну шанс уйти с пути урагана.

Обычно они возникают в тропических водах, к северу или югу от экватора, и движутся сначала в западном направлении, а потом отклоняются к югу и юго-востоку (в Южном полушарии) или к северу и северо-востоку (в Северном полушарии). Штормы обычно образуются в период с августа по ноябрь в Северном полушарии и с декабря по март — в Южном, однако они возможны и в другое время.

Линия пути шторма
Опасный полукруг находится внутри изгиба линии пути шторма (на рисунке он закрашен). Тропический шторм обычно меняет направление с северо-западного через запад на северо-восточное в Северном полушарии и с юго-западного через запад на юго-восточное в Южном полушарии.

Тропические штормы представляют чрезвычайную опасность для судоходства, поэтому за ними внимательно наблюдают с момента их зарождения. Сообщения по радио передаются заблаговременно, чтобы суда успели укрыться или, по крайней мере, уйти с пути шторма.

Визуальные признаки приближения шторма:

• резкое падение стрелки барометра до чрезвычайно низких значений;

• небо темнеет, приобретая зловещий вид;

• ветер начинает завывать;

• на море поднимается волнение;

• ветер начинает резко менять направление.

Видимые признаки сообщают о приближении шторма заранее, хотя к моменту их появления может оказаться, что у медленных судов недостаточно времени, чтобы уйти от опасности, если только они не находятся рядом с портом.

Самым надежным укрытием для маленьких судов служит закрытая бухта. Она, может быть, и не спасет яхту, но команда сможет добраться до берега. В море шансов спастись у команды и лодки очень мало.

Благодаря тому, что путь тропического шторма можно предсказывать, у судна, застигнутого им в море, есть шансы уйти в сторону.

Если яхта попадает в зону шторма, самым опасным местом для нее является внутренняя сторона изгиба линии движения шторма (см. рис.). Ее называют опасным полукругом, так как, независимо от предпринимаемых на борту действий, если шторм пойдет по предполагаемому пути, он перевернет яхту. В этом случае все шансы на спасение будут потеряны. Находясь в любом другом месте, судно сохраняет возможность направиться в сторону от ожидаемого направления движения шторма и уйти от него.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное