Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Паруса для гребной лодки «Пелла»
  

Паруса для гребной лодки «Пелла»

Паруса для гребной лодки «Пелла» Оборудуя гребную пластмассовую лодку «Пелла» парусами (описание лодки см. здесь), я не стремился превратить ее в мини-яхту (вариант переделки лодки в мини-яхту см. здесь). Мне хотелось иметь простое, легко убирающееся средство движения, которое можно было бы использовать в период сезонного запрета на плавание под мотором и в то же время сохранить удобство лодки для любительского лова рыбы. Поэтому я предпочел вариант оснастки рейковым гротом со стакселем и кливером, т. е. вооружение типа люгерный тендер. Для противодействия дрейфу установил шверт с колодцем, который практически не создает неудобств при эксплуатации лодки, как под мотором, так и на веслах.

Я — владелец «Пеллы» первого выпуска, имеющей острые обводы корпуса и высокий надводный борт. Несмотря на валкость — чувствительность к кренящим нагрузкам в начальный период крена — лодка достаточно остойчива, чтобы нести небольшую парусность. Для повышения жесткости бортов фланец-планширь был усилен ясеневым брусом сечением 20х45 и длиной 2000 мм, прикрепленным на болтах. С той же целью были поставлены широкие (300 мм) средние банки, жестко связанные с корпусом лодки.

Основные данные лодки после оборудования парусами
Длина наибольшая, м 4,1
Длина габаритная (с бушпритом и рулем), м 5,04
Длина по КВЛ (без руля), м 3,7
Ширина наибольшая, м 1,4
Высота борта на миделе, м 0,57
Осадка корпусом/швертом, м 0,25/0,78
Высота мачты от шпора, м 4,1
Площадь парусности, м 8,6

Парусное вооружение лодки «Пелла»

Парусное вооружение лодки «Пелла»
1 — гик, макс. Ø40 мм; 2 — грот S=5,4 м²; 3 — флюгер; 4 — реек, макс. Ø40 мм; 5 — шкив грота-фала; 6 — шкивы кливер- и стаксельфалов; 7 — ракс-бугель; 8 — мачта; 9 — кливер S=1,2 м²; 10 — стаксель S=2,0 м²; 11 — бушприт; 12 — ватер-штаг; 13 — пяртнерс, дуб; 14 — степс, дуб; 15 — швертовый колодец; 16 — шверт, дюраль δ=8; 17 — вант-путенсы; 18 — планширь; 19 — гика-шкот; 20 — руль.

Все детали рангоута изготовлены из ели. Клееная мачта состоит из двух частей, соединяемых при помощи муфты из нержавеющей стали длиной 250 мм. Максимальный диаметр мачты — 55 мм, у топа — 35 мм. Мачта устанавливается в дубовый степс через пяртнерс и раскрепляется стальными вантами диаметром 4 мм с тросовыми талрепами. Штагом служит ликтрос передней шкаторины стакселя, который набивается стаксель-фалом. Съемный бушприт, на который ставится кливер, крепится к скобе на носовой банке и стальным ватер-штагом к форштевню. Кливер используется в основном при слабых (до 5 м/с) ветрах.

Вертлюг гика
Вертлюг гика
1 — гик; 2 — щека; 3 — болт М6; 4 — ось поперечная — болт М8; 5 — сухарь, текстолит; 6 — нагель; 7 — скоба; 8 — мачта; 9 — утка; 10 — болт М6.

Паруса сшиты из синтетической ткани. Грот поднимается при помощи фала и ракс-бугеля, скользящего по мачте.

Швертовый колодец изготовлен из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм и дубовых брусков, скрепленных эпоксидным клеем и латунными шурупами. К корпусу лодки основание колодца крепится при помощи эпоксидного клея с прокладками из стеклоткани и сквозных днищевых болтов диаметром 8 мм с полукруглой увеличенной головкой. Для увеличения жесткости колодец связан со средними банками дубовыми брусьями сечением 40Х40 мм.

Швертовое устройство лодки «Пелла»

Швертовое устройство лодки «Пелла»
1 — кормовая банка; 2,9 — болты М6; 3 — крышка, бакфанера; 4 — шверт; 5 — шкивы штерта для подъема шверта; 6 — штерт; 7 — брус верхний, 40х40х1000; 8 — торцевая заделка, дуб, 12х20х330; 10 — стенка колодца; 11 — брус днищевой, 40х50х1000; 12 — болты М8; 13 — шурупы 4x30; 14 — ось шверта; 15 — распорная втулка; 16 — вставка 7х35х1000; 17 — ограничитель с распорной втулкой; 18 — килевая коробка (штатная); 19 — ось-заклепка.

Шверт из дюралюминиевого листа имеет ширину 320 мм при длине выдвижной части 525 мм. Ось — болт диаметром 10 мм — расположена в районе штатного киля, усиленного продольными вставками из бакфанеры. В колодце встроены шкивы для штерта, при помощи которого шверт можно убрать в колодец. Опускается шверт под воздействием собственного веса. Рулевое устройство смонтировано на струбцине подвесного мотора «Салют». Перо руля размером 600X300 мм вырезано из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм.

Вес всего оборудования и оснастки не превышает 20 кг. Лодка «Пелла» с описанным парусным вооружением успешно эксплуатируется в течение трех сезонов в условиях Финского и Выборгского заливов при различных погодных условиях. Она проста в управлении, удобна и безопасна. При ветрах до 5 м/с, как правило, используется полное парусное вооружение, при ветрах 5-10 м/с — грот и стаксель. При более сильных ветрах площадь грота уменьшается за счет наматывания полотнища паруса на гик. В штормовом варианте вместо грота ставится стаксель, а вместо стакселя — кливер.

Лодка хорошо центруется и практически не требует постоянной работы рулем, удовлетворительно идет в лавировку с углом около 90°, хорошо слушается руля и легко выполняет поворот оверштаг даже в слабый ветер. При совместном использовании парусов и подвесного мотора «Спутник» лодка идет в бейдевинд под углом 35-40° к ветру.

Максимальная скорость под парусами — 5,1 уз — была достигнута при ветре 10-12 м/с на курсах бакштаг — галфвинд с двумя пассажирами на борту и грузом около 150 кг.

Е. Якубов, «КиЯ», 1986 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное