2. Парусные суда
По назначению парусные суда для туризма и спорта делятся на гоночные, крейсерско-гоночные, крейсерские (туристские) и прогулочные.
По способу противодействия крену и дрейфу при ходе под парусами различают три основных типа судов: килевые яхты (далее — яхты), у которых восстанавливающий момент создает главным образом балласт, а противодействие дрейфу — развитый киль-плавник; швертботы, у которых противодействие крену обеспечивается за счет остойчивости формы и перемещения на наветренный борт экипажа, а поперечная сила — подъемным швертом; многокорпусные суда, обладающие высокой начальной остойчивостью за счет разнесенных по ширине корпусов; поперечная сила создается у них либо самими корпусами, либо швертами или шверцами.
По оснастке в зависимости от числа мачт и парусов различают: кат — одномачтовое судно с одним парусом — гротом; шлюп — одномачтовое судно с двумя парусами — гротом и стакселем; тендер — одномачтовое судно с тремя парусами — гротом, стакселем и кливером; иол — двухмачтовое судно с задней мачтой бизанью, устанавливаемой в корму от головки баллера руля и несущей парус площадью 10-12% общей парусности; кеч — двухмачтовое судно с бизанью площадью 20-25% общей парусности, устанавливаемой в нос от баллера руля; шхуна — двух- и более мачтовое судно с косым вооружением, у двухмачтовой шхуны парус на передней мачте — фок — по площади больше заднего — грота.
Паруса по форме и способу их постановки делятся на прямые и косые. Первые в настоящее время находят применение как вспомогательные, вторые используются в качестве основных практически на всех парусных судах, предназначенных для спорта и туризма. Косые паруса подразделяются на следующие основные типы: бермудские — паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых крепится к мачте или штагу, а нижняя — к гику или остается свободной; гафельные — паруса в форме трапеции, верхняя шкаторина которых крепится к гафелю, а передняя и нижняя, как у бермудских; рейковые паруса, у которых верхняя шкаторина крепится к наклонному рейку, поднимаемому на мачту, а остальные свободные; шпринтовые — по форме близкие к прямоугольнику, растягиваемые за верхний задний угол с помощью шпринтова — рейка. Наиболее эффективны из парусов названных типов бермудские.
Парусные суда, предназначенные только для гонок, делятся на классы, согласно правилам спортивной классификации, которой они объединяются в группы судов, близких или сопоставимых по своим ходовым качествам.
Большинство современных гоночных яхт и швертботов относятся к классу судов-монотипов. Эти парусные суда строятся по одинаковым чертежам при строгом соблюдении правил постройки и обмера, обеспечивающих идентичность формы корпуса, размеров парусов и весовых характеристик для каждого класса. С расширением применения стеклопластика принцип монотипизации получил дальнейшее развитие в виде так называемых «продукционных классов», идентичность характеристик которых обеспечивается применением эталонной оснастки для формования корпуса, поставляемой головным предприятием, строго одинакового материала для корпуса и дельных вещей, раскроя парусов по стандартным шаблонам и т. п.
Менее строгие ограничения имеют парусные суда свободных классов. Обычно для них лимитируются главные размерения, площадь парусности, иногда некоторые элементы планировки корпуса и кают, размеры основных деталей набора. В то же время конструктору предоставляется свобода в выборе обводов и некоторых других важных для ходкости элементов.
Для крейсерско-гоночных яхт разработаны правила обмера, позволяющие с учетом основных характеристик, влияющих на ходовые качества судна, дать ему гандикап в гонках. По принятым в СССР международным правилам для яхт открытого моря IOR (International Offshore Rule) обмерный балл вычисляется по формуле MR=[(0,13LхSC/√BD)+0,25L+0,20SC+DC+FC]DLF.
Полученный результат с учетом штрафных поправок и бонусов пересчитывается в гоночный балл R=MRхEPFхCGFхMAFхSMFхLRPхCBF, где L — гоночная длина, получаемая замером расстояния между поперечными сечениями корпуса в носу и корме, где длина цепного охвата корпуса в плоскости шпангоута равна соответственно 0,5 и 0,75 обмерной величины В, и вычетом из этого расстояния поправок на полноту носового и кормового свесов яхты; SC — условная величина парусности, представляющая собой квадратный корень из обмерной площади парусности, откорректированной с учетом соотношения площади парусности и размерений корпуса яхты (на шлюпке и тендере обмерная площадь парусности состоит из площади переднего парусного треугольника и площади грота; получается расчетом по замерам высоты и основания переднего парусного треугольника, высоты мачты и длины гика, на которые может растягиваться парус); D — условная глубина трюма, рассчитываемая по замерам внутренней глубины корпуса от ватерлинии в трех точках по ширине на миделе и в одной точке в определенном сечении в носу; DC — поправка на осадку, рассчитываемая в зависимости от разности между фактической осадкой яхты и базовой DB=0,146L+0,61 м; FC — поправка на высоту надводного борта в зависимости от разности между фактической высотой борта и базовой FB=0,057L+0,366 м; DLF — фактор «водоизмещение — длина», учитывающий полноту подводной части корпуса яхты относительно ее обмерной длины; EPF — поправка на стационарный двигатель и гребной винт, определяется в зависимости от массы двигателя, его места от миделя, диаметра винта и типа его установки; CGF — поправка на остойчивость яхты, определяемая по опыту ее кренования; MAF — поправка на подвижные подводные части, которые придают килю несимметричный профиль; SMF — поправка на материал рангоута; LRP - штраф за низкое расположение оснастки, который учитывается, если какая-либо снасть стоячего такелажа крепится на мачте ниже, чем на 1/4 высоты, измеренной от уровня борта до блока фала генуэзского стакселя; СВF — фактор шверта (для килевых яхт - единица).
Величина гоночного балла получается близкой к длине яхты по ватерлинии и является основанием для разбивки яхт на классы по IOR.
В связи со сложностью проведения гандикапных гонок имеется тенденция преимущественного строительства яхт с фиксированной величиной гоночного балла — так называемых тонников (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Ориентировочные размерения крейсерско-гоночных яхт тонных классов
Класс яхты | Гоночный балл IOR | Наибольшая длина, м | Длина по КВЛ, м | Ширина, м | Водоизме- щение, т |
Площадь парусности, м² | |
футы | м | ||||||
Минитонник | 16,5 | 5,03 | 6,5 | 5 | 2,3 | 1,2 | 18 |
1/4-тонник | 18 | 5,5 | 7,6 | 5,8 | 2,6 | 1,8 | 24 |
Полутонник | 21,7 | 6,6 | 9,2 | 6,9 | 2,9 | 3,3 | 35 |
3/4-тонник | 24,5 | 7,47 | 10,4 | 7,8 | 3,2 | 4,8 | 45 |
Однотонник | 27,5 | 8,38 | 11,4 | 8,7 | 3,5 | 6,8 | 58 |
Двухтонник | 32 | 9,75 | 12,8 | 10,2 | 3,8 | 9,5 | 73 |
В СССР получили распространение яхты мини-, четверть-, полу- и однотонного классов.
Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР каждые пять лет утверждает Правила классификации, постройки и обмера спортивных яхт, принятых в СССР. Они состоят из трех частей:
I. Общие правила классификации, постройки и обмера.
II. Частные правила для гоночных яхт международных классов.
III. Международные правила и инструкции по обмеру крейсерско-гоночных яхт по формуле IOR.
*******
В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: