Главная>>> Яхтинг. Полное руководство>>> Океанская навигация. Океанские переходы

Океанская навигация. Океанские переходы. Хождение под парусом по большому кругу

Океанские переходы

При планировании перехода через океан следует учитывать ряд факторов. Среди них, кроме очевидных, вроде достаточного запаса воды и пищи, а также подготовки судна к возможным трудным условиям плавания, есть и ряд специфических, которые не учитываются при передвижении в прибрежных и внутренних водах.

Уже говорилось об использовании секстанта для определения местоположения лодки. Кроме этого, нужно учитывать океанские течения, кривизну земной поверхности и преобладающие ветра.

Океанские течения

Вблизи берега во всех океанах течения направлены против часовой стрелки (Южное полушарие) и по часовой стрелке (Северное полушарие). Это общая тенденция, исключений очень мало.

В некоторых местах течения весьма сильны. К примеру, когда течение Агульхас у восточного побережья Южной Африки набирает силу, парусное судно не может двигаться против основного потока. Экваториальное течение в тропических районах сносит яхту с курса, когда в экваториальной штилевой полосе она не может наполнить паруса ветром. А Гольфстрим осуществляет мощное перемещение теплой воды через Северную Атлантику к берегам, которые без него просто замерзли бы.

Сильные течения оказывают заметное влияние — благотворное либо неблагоприятное — на суда малой мощности, такие, как яхты. При планировании переходов следует принимать течения во внимание.

Океанская навигация. Океанские переходы. Хождение под парусом по большому кругу
Пересекая океаны, постарайтесь использовать основные течения и избегайте встречных потоков.

При подготовке океанского перехода особенно полезны карты течений, ведь в них указано, как можно воспользоваться одними течениями, а другие обойти стороной. Иногда бывает разумно сделать большой крюк, чтобы дойти до попутного течения или избежать того, которое помешает движению. Скорость некоторых течений в открытом океане достигает 5 узлов при движении против ветра, поэтому яхтам, развивающим скорость только 4-5 узлов, лучше избегать таких мест!

Использование или уход от таких течений является, в основном, вопросом здравого смысла, поскольку направление течений устойчиво, но их скорость может изменяться. Работа с картой течений поможет найти наилучший маршрут, а заметное изменение температуры воды покажет, что судно входит в течение или уходит из него.

Преобладающие ветра

Преобладающие ветра Многое из вышесказанного относится и к ветрам, дующим на земном шаре; одни из них благоприятны, другие — нет; часто значительное отклонение от прямого пути оказывается самым коротким маршрутом. Во времена парусников суда, плывущие из Австралии в Европу, предпочитали опасный восточный маршрут вокруг страшного мыса Горн сильным западным ветрам, постоянно дующим в южных широтах.

Исследование ветров на земном шаре показывает, какое направление стоит выбрать, так как большинство ветров дует постоянно круглый год, с незначительными отклонениями. Единственный регион, где ветра непредсказуемы, — это тропики, экваториальная штилевая полоса.

В тропиках преобладающими ветрами являются пассаты
В тропиках преобладающими ветрами являются пассаты, дующие в сторону экватора с северо-востока и юго-востока. Они вызваны горячим воздухом, поднимающимся на экваторе, и последующим перемещением воздушных масс с севера и юга, стремящихся занять его место. Там, где сходятся эти воздушные массы, лежит экваториальная полоса, зона непредсказуемых штилей. Ветры отклоняются к западу из-за вращения Земли с запада на восток. Пояс пассатов охватывает зону примерно в 5° на север и юг от экватора, в зависимости от времени года.

Хождение под парусом по большому кругу

Меридианы суть большие круги
Меридианы суть большие круги, поэтому на картах они изображаются прямыми линиями, как и экватор. Все остальные линии на карте, включая параллели, повторяют кривизну поверхности Земли. Изгиб (выпуклость) направлен в сторону полюса.

Если провести линию между двумя точками на земной поверхности, а затем выпрямить поверхность так, чтобы получилась карта, то прямая линия станет кривой, потому что изначально она была проведена на изогнутой поверхности. Поэтому на поверхности глобуса большой круг повторяет кривизну Земли, его проекция проходит через центр Земли, он является кратчайшим расстоянием между двумя точками на земной поверхности.

Хотя проекция Меркатора довольно точна на небольших участках открытого моря, она не годится для вычерчивания маршрута через целый океан, особенно если путь пролегает через высокие широты или с востока на запад. Для этих случаев используется методика, называемая хождением под парусом по большому кругу.

Большие круги — это меридианы и экватор. При движении вдоль них под парусом не потребуется никакая особая методика, можно пользоваться проекцией Меркатора. На других дальних маршрутах пользуются гномонической картой, специально предназначенной для компенсации кривизны земной поверхности. Любой проложенный на ней курс придерживается большого круга — прямой линии на карте и кратчайшего пути по поверхности Земли.

Существует навигационная техника для перенесения большого круга с гномонической карты на проекцию Меркатора. Планируя ходить под парусом в высоких широтах в течение какого-то времени, стоит овладеть этой методикой.

На проекции Меркатора кратчайшее расстояние показывается в виде кривой
На проекции Меркатора кратчайшее расстояние показывается в виде кривой. Несмотря на то что румбовая, или прямая, линия имеет примерно такую же длину, во время дальних океанских переходов маршрут по изогнутой линии всегда будет короче.

*******

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное