Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Одноместная разборная секционная лодка «Малютка»

Одноместная разборная секционная лодка «Малютка»

Основные данные лодки «Малютка»
Длина наибольшая в собранном виде, м 1,97
Ширина наибольшая, м 0,80
Высота борта на миделе, м 0,30
Масса лодки с оборудованием и снабжением, кг 20
Полезная грузоподъемность, кг 100
Габариты в сложенном виде, м 0,8х0,65х0,3

Одноместная лодка «Малютка»

Одноместная разборная секционная лодка «Малютка»

Разборная металлическая лодка «Малютка» предназначена в первую очередь для любителей рыбной ловли и охоты, но нередко используется туристами, а в некоторых районах страны и в качестве переносного переправочного средства.

Лодка «Малютка» в багажнике автомобиля
Лодка «Малютка» в багажнике автомобиля.

Это — надежная (насколько может быть надежным двухметровое судно!), неприхотливая в эксплуатации одноместная лодка-челнок грузоподъемностью 100 кг при собственном весе 20 кг. Основное достоинство «Малютки» заключается в том, что она приспособлена для перевозки любым видом транспорта, включая автобус: это делает доступными самые заманчивые для рыбаков и охотников глухие, удаленные от городов и селений водоемы. В сложенном виде комплект представляет собой упаковку с габаритами большого чемодана и несколько большей массы, чем багаж, который берут с собой и отпуск. Лодка может разместиться в багажнике автомобиля «Волга».

То, что в сложенном виде (носовая секция вставлена в кормовую, а кормовая — в среднюю) лодка представляет сравнительно небольшой пакет с габаритами 800х650х300, намного упрощает и решение проблемы межсезонного хранения, «неразрешимой» для горожан. «Малютка» прочна и долговечна. Корпус ее не рассыхается и не ржавеет, так что уход за лодкой сведен до минимума — содержи в чистоте и следи за сохранностью защитного слоя краски. Можно добавить еще, что залитая водой лодка не тонет: непотопляемость ее обеспечивает пенопластовая плита — сиденье, пристегиваемое к днищу специальным ремнем.

Одноместная разборная лодка «Малютка» Три секции (каждая длиной по 0,65 м) соединяются друг с другом с помощью 18 шпилек с гайками-барашками, устанавливаемых по фланцам, которые одновременно служат шпангоутами, придавая конструкции прочность и жесткость. Для обеспечения водонепроницаемости соединений секций по периметру фланцев укладывается резиновая полоса — прокладка.

Материалом корпуса служит легкий сплав АМг-5, пластичность которого позволяет изготовлять секции с применением холодной штамповки. Толщина листов обшивки — 1,5 мм, ее жесткость обеспечивается благодаря гофрам (или зигам, как их иногда называют) полукруглого сечения, выштампованным на днище и бортах. Отдельные элементы конструкций соединяются при помощи аргонодуговой сварки, затем секции направляются на сверловку отверстий во фланцах, зачищаются и поступают на участок окраски (в голубой или шаровый цвет) в электростатическом поле.

Изготовляемые заводом металлические весла имеют положительную плавучесть (в дальнейшем предполагалось снабжать лодку «Малютка» веслами с лопастью из термопласта). Лодки первых лет выпуска поступали в продажу упакованными в парусиновый чехол (он же тент), приспособленный для переноски «Малютки» на спине. В дальнейшем завод перестал поставлять чехлы (и теперь владельцы лодок чаще всего шьют их самостоятельно). Каждую «Малютку» снабжают веслами с уключинами, сиденьем с резиновым ремнем, прокладками, шпильками с барашками и черпаком (с 1974 г. — пластмассовым); лодка упаковывается в деревянный ящик и теперь уже готова к отправке.

Что можно сказать о качествах лодки? Она обладает вполне удовлетворительной остойчивостью — ватерлиния имеет большой коэффициент полноты, скуловые кили оказывают сопротивление резким накренениям; поскольку гребец сидит на очень низком сиденье, центр тяжести расположен низко.

Лодка «Малютка» на ходу под веслами
Лодка «Малютка» на ходу под веслами.

Под веслами довольно неуклюжая на вид лодка идет легко; две пары подуключин позволяют грести, садясь, по желанию, вперед спиной или лицом.

Судя по многочисленным отзывам владельцев «Малютки» лодка вполне пригодна для использования в тех условиях, на которые рассчитана, — в спокойных, закрытых от ветра водоемах. «Малютка» может использоваться не далее 300 м от берега при высоте волны не более 0,2 м. Однако известны случаи, когда лодку оснащали небольшим парусом или устанавливали подвесной мотор «Салют» и отправлялись на ней в небольшое путешествие по реке или даже вдоль побережья Байкала (см. По Селенге и Байкалу на «Малютке»). Наиболее же частое усовершенствование — это дополнение лодки четвертой секцией для того, чтобы увеличить ее грузоподъемность и вместимость до двух человек, улучшить ходовые качества на веслах, сделать возможным установку подвесного мотора (см. Двухместная мотолодка из «Малютки»). Попутно устраняется и такой существенный недостаток, как неправильное расположение аварийной плавучести: в случае заполнения водой «Малютка» переворачивается вверх дном, что затрудняет ее использование в качестве спасательного прибора.

В настоящее время лодка «Малютка» не выпускается. Новая модель — «Малютка-3» аналогична по конструкции, но имеет более современный вид и повышенную (благодаря увеличению ширины) остойчивость. Ее размерения 2,0х0,84х0,38 м, масса — 23 кг.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное