Моторно-парусная яхта «Дельфин» — постройка, чертежи яхты
В опубликованной статье о малых судах, рассчитанных на плавание под мотором и парусом (см. здесь), наибольший интерес вызвали относительно мелкосидящие суда, обладающие достаточно большой скоростью под мотором и использующие парус в основном для плавания при попутных курсах (до галфвинда).
Внимание многих читателей привлекла моторно-парусная яхта «Дельфин».
![]() Английская 7,5-метровая яхта фирмы «Туллер-крафт» |
Ниже публикуются чертежи и описание моторно-парусной яхты «Дельфин». Суда такого типа получили большое распространение за рубежом. Общий вид 7,5-метровой яхты, построенной английской фирмой «Туллер-крафт», позволяет получить представление о конструкции яхты со стационарным двигателем. Как видим, она мало чем отличается от примененной на «Дельфине». Мощный набор с часто поставленными шпангоутами и дубовым килем, подкрепленный элементами внутреннего оборудования, обеспечивает прочность, достаточную для плавания судна в штормовых условиях. Ради уменьшения кренящего ветрового момента на «Туллер-крафте» установлены две мачты, по-видимому, «Дельфин» следует рассматривать предельной по размерам яхтой данного типа, на которой еще можно использовать одномачтовые варианты вооружения.
Яхта «Дельфин» предназначена для плавания по озерам и открытым морским заливам глубиной не менее 0,7 м. Конструкция яхты рассчитана на любительскую постройку.
Основные данные моторно-парусной яхты «Дельфин» | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 6,51 |
Длина по КВЛ, м | 5,87 |
Ширина наибольшая, м | 2,39 |
Ширина по скуле, м | 1,95 |
Осадка, м | 0,64 |
Площадь парусности, м² | 10 |
Скорость яхты под мотором «Москва», км/ч | около 13 |
Теоретический чертеж построен лучевым методом и предусматривает для обшивки использование фанеры. Ширина яхты обеспечивает ей хорошую остойчивость, а высокий надводный борт — отличные мореходные качества на волнении.
Теоретический чертеж яхты «Дельфин»
увеличить, 1026х1593, 139КБ
При установке серийных моторов вырез в транце надо сделать на 100 мм ниже линии ВЛ2.
Таблица плазовых ординат
Сечения | Шпангоуты | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Высоты от ОЛ, мм | ||||||||||||
Киль | 467 | 273 | 146 | 130 | 111 | 92 | 70 | 48 | 22 | 6 | — | — |
Линия шпунта | 517 | 314 | 235 | 200 | 181 | 181 | 203 | 250 | 308 | 371 | 457 | 521 |
1-й батокс | 838 | 514 | 381 | 311 | 276 | 263 | 283 | 321 | 371 | 431 | 514 | 578 |
2-й батокс | 1500 | 852 | 552 | 444 | 390 | 362 | 368 | 409 | 458 | 508 | 581 | 644 |
Скула | 812 | 717 | 635 | 578 | 537 | 508 | 502 | 511 | 540 | 587 | 644 | 605 |
Палуба при борте | 1600 | 1543 | 1489 | 1451 | 1406 | 1375 | 1356 | 1346 | 1340 | 1356 | 1372 | 1382 |
Палуба в ДП | 1638 | 1600 | 1539 | 1524 | 1495 | 1467 | 1451 | 1448 | 1441 | 1448 | 1454 | 1461 |
Полушироты от ДП, мм | ||||||||||||
Наружная кромка киля | 13 | 13 | 19 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | — | — |
Линия шпунта | 32 | 38 | 44 | 44 | 44 | 44 | 44 | 44 | 44 | 44 | 44 | 44 |
1-я ВЛ | 143 | 451 | 749 | 911 | 1010 | 1070 | 1083 | 1064 | 1022 | 968 | 838 | 540 |
Скула | 283 | 546 | 748 | 892 | 994 | 1045 | 1057 | 1045 | 1010 | 959 | 898 | 854 |
2-я ВЛ | 410 | 673 | 873 | 1006 | 1092 | 1137 | 1143 | 1127 | 1092 | 1035 | 968 | 914 |
Палуба при борте | 654 | 860 | 1010 | 1105 | 1159 | 1187 | 1194 | 1178 | 1143 | 1102 | 1041 | 978 |
Боковой вид и план парусности яхты «Дельфин»
Парусное вооружение яхты состоит из грота площадью 10 м². Им легко может управлять один человек, что представляет большое удобство в дальних крейсерских плаваниях, когда остальные члены команды отдыхают или заняты приготовлением пищи. В штиль, а также при плавании в узких проливах и бухтах яхта может двигаться с помощью подвесного мотора, установленного на транце. Скорость хода с подвесным мотором «Москва» мощностью 10 л. с. составляет 6-7 узл.
Яхта с убранной мачтой
В носовой части рубки предусмотрены спальные места для двух взрослых и ребенка. При желании можно оборудовать еще одно спальное место по правому борту, если отказаться от установки в этом месте гальюна. В хорошую погоду можно использовать для ночлега кокпит, который закрывается откидным тентом.
Общее расположение яхты «Дельфин»
Оборудование яхты «Дельфин» включает камбуз с газовой плитой, шкаф для одежды, ящик для хранения продуктов, бак для питьевой воды, установленный под спальными местами в носовой части яхты, и бензобак емкостью 200 л под кокпитом. Кокпит самоотливной конструкции имеет размеры 1330X660.
Конструктивные чертежи яхты «Дельфин»
увеличить, 1500х2042, 368 КБ
1 — кница δ=24; 2 — штурвал Ø450 мм; 3 — топливная цистерна; 4 — дубовый киль (толщина в верхней части 30 мм, в нижней — 64 мм); 5 — кница, фанера δ=12; 6 — пиллерсы 38х20; 7 — наружная часть форштевня, склеенная из реек суммарной толщиной 30 мм; 8 — бимс, дуб δ=25 и кница, фанера δ=12, поддерживающие степс мачты; 9 — переборка, фанера δ=10; 10 — крыша рубки, фанера δ=6-8; 11 — стенки рубки, фанера δ=6-8; 12 — палуба бака, фанера δ=10; 13 — коробчатая подпалубная балка, 95х133, фанера δ=20; 14 — полка; 15 — настил для спального места, фанера δ=10, бимсы 20х44; 16 — скуловой стрингер 20х70; 17 — стенка капота над мотором, фанера δ=16; 18 — рамный бимс 32х77; 19 — резенкиль, 40х160; 20 — стенка кокпита, фанера δ=10; 21 — крышка люка, фанера δ=10; 22 — комингс люка, 12х115; 23 — бимс 20х50; 24 — бимс 20х40; 25 — комингс рубки δ=12; 26 — днищевые стрингеры, 16х45; 27 — флортимберс δ=28; 28 — обшивка, фанера δ=10.
Набор яхты состоит из 11 шпангоутов, транца, киля, форштевня и 12 стрингеров. Обшивка может быть изготовлена из бакелизированной фанеры или из древесно-слоистого пластика ДСП-К (ГОСТ 5704-51). На днище устанавливаются листы толщиной 10 мм, борта и палуба обшиваются 6-8 миллиметровой фанерой. Шпангоуты изготовляют из прямослойной сухой сосны. Монтаж шпангоутов рекомендуется вести на ровном полу или листе фанеры. Все детали перед сборкой следует пропитать горячей олифой и покрыть масляно-смоляным лаком.
Внутренний киль изготовляется из двух дубовых брусков сечением 20х160. С транцем киль соединен с помощью кницы, склеенной из двух слоев 12-миллиметровой фанеры. С форштевнем киль соединяется оцинкованными болтами.
Форштевень изготовляется из дубового бруска сечением 70х90; кроме того, поверх обшивки устанавливается накладка из нескольких тонких реек суммарной толщиной 30 мм. Наружная часть форштевня соединена на «ус» с вертикальным килем, который оцинкованными болтами крепится через обшивку к внутреннему килю.
Для бортовых и днищевых стрингеров используется прямослойная сосна. Скуловые стрингеры, на которых, как и на киле, стыкуются листы обшивки, желательно изготовить из дубовых реек сечением 22х70. Стрингеры могут быть составлены из нескольких брусков, состыкованных на «ус».
Палуба настлана на бимсы, полубимсы и палубные стрингеры. В районе установки мачты на 2, 3 и 4-м шпангоутах поставлены усиленные бимсы толщиной 25 мм, подкрепленные кницами из фанеры толщиной 12 мм. Каюта размещена между 1 и 8-м шпангоутами. В районе 4-8-го шпангоутов над ней возвышается рубка, подкрепленная легким набором и обшитая фанерой толщиной 6-8 мм, В крыше рубки сделан люк, закрываемый вращающейся крышкой и служащий для вентиляции помещения. Благодаря этому люку в рубке при закрытой двери можно пользоваться газовой плиткой.
Для обеспечения водонепроницаемости стекла в окнах рубки устанавливаются на резиновых уплотнениях из мягкой резиновой трубки, разрезанной вдоль и одетой на торец стекла.
Кокпит, расположенный между шпангоутами 8 и 10½ с бортов закрыт высокими комингсами, являющимися продолжением стенок рубки. Высота комингсов на 9-м шпангоуте 180 мм.
В районе между 3 и 8-м шпангоутами под полом рубки укладывается свинцовый или цементный с металлическим ломом балласт весом 520 кг.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: