Мотолодки. Мотолодки для дальнего туризма
1.1. Мотолодки
Мотолодки для дальнего туризма
Мотолодки для дальнего туризма (табл. 1.3). Увеличенный объем корпуса этих мотолодок по сравнению с судами предыдущей группы используется главным образом для размещения оборудования и снабжения, необходимых при продолжительных плаваниях. При грузоподъемности 400 кг и собственной массе мотолодки 150 кг для движения в глиссирующем режиме требуется мотор мощностью не менее 22 кВт (30 л. с.). Только в тех случаях, когда плавание совершается ограниченным экипажем, на лодках данных размерений может быть установлен мотор мощностью 18,4 кВт (25 л. с.).
Таблица 1.3. Характеристики мотолодок для дальнего туризма
Характеристика | «Гамма» | «Крым-М» | «Лещ» | «Аква- джип» |
«Дельта» | «Шторм» |
---|---|---|---|---|---|---|
Длина наибольшая, м | 4 | 4,2 | 4,3 | 4,27 | 4,63 | 5 |
Ширина наибольшая, м | 1,6 | 1,55 | 1,7 | 1,93 | 1,84 | 1,8 |
Высота борта, м | 0,65 | 0,65 | 0,59 | 0,9 | 0,68 | 0,875 |
Масса, т | 0,16 | 0,19 | 0,12 | 0,31 | 0,22 | 0,3 |
Пассажировместимость, чел. | 4 | 5 | 4 | 6 | 5 | 6 |
Допустимая мощность подвесного мотора, кВт (л. с.) | 36,8(50) | 22(30) | 18,4(25) | 58,8(80) | 44(60) | 110,3(150) |
По мореходности лодки этой группы значительно превосходят суда предыдущей. Они рассчитаны на плавания по озерам и водохранилищам с удалением от берега до 3 км. Лодки этой группы оборудованы тентом. Кроме дальних плаваний, их можно использовать для рыбной ловли, буксировки воднолыжников и др.
«Гамма» (рис. 1.15) — выпущенная небольшой серией мотолодка. Проектировалась как судно для обслуживания водноспортивных соревнований, прежде всего по гребле. В ее характеристиках в связи с этим нашел отражение ряд специфических требований: малое волнообразование в пределах скоростей от 15 до 45 км/ч, хорошие приемистость и управляемость, позволяющие маневрировать на ограниченных акваториях. Вместе с тем по оборудованию, наличию мест для багажа она в полной мере подходит для туризма.
Корпус мотолодки имеет в носовой части тримаранные обводы, переходящие в килеватые с отгибом типа «крыла чайки» в корме. При движении в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами. Тримаранные обводы обеспечивают вместе с развалом бортов требуемую остойчивость на ходу и на стоянке.
Конструктивно лодка состоит из двух секций, отформованных из стеклопластика и склеенных между собой по бортовому фланцу. Толщина оболочки секции корпуса 3-4 мм, палубы 2-3 мм. Днищевой набор выполнен в виде стеклопластиковых коробчатых стрингеров, приформованных с помощью «мокрых» угольников.
Четыре кресла, состыкованные по два, установлены с расчетом на носовую центровку, предпочтительную для выбранных обводов. Между двумя парами кресел оставлен свободный проход вдоль всего кокпита. В разложенном виде кресла образуют два дивана. В основании кресел устроены рундуки общим объемом 0,32 м³. В подмоторной нише размещен стационарный топливный бак на 50 л, горловина которого выведена на палубу.
С 30-сильным мотором и одним водителем лодка развивает скорость 52,5 км/ч, с 2 чел. — 48 км/ч, с 3 чел. — 42 км/ч. Разгон до полной скорости занимает в зависимости от нагрузки от 4 до 10 с. Радиус циркуляции на малом ходу 3-4 м. На волне высотой 0,5 м кокпит остается сухим.
«Крым-M» (рис. 1.16) — модернизированная модель популярной серийной мотолодки (подробное описание см. здесь). Она отличается от прототипа повышенной прочностью корпуса. Оборудование в большей мере отвечает требованиям, предъявляемым к оборудованию судов для дальнего туризма. Смешанная система набора со стрингерами и шпангоутами заменена штампованными шпангоутами П-образного профиля. Материал — легкий сплав АМг5 повышенной коррозийной стойкости позволяет эксплуатировать лодку в морской воде. Толщина обшивки днища 2 мм, бортов и палубы 1,5 мм.
Выпуклокилеватые обводы днища с умеренной килеватостью и скуловыми брызгоотбойниками обеспечивают высокое гидродинамическое качество. Скорость с мотором мощностью 22 кВт (30 л. с.) при полном водоизмещении составляет 38 км/ч.
В кокпите размерами 2,05х1,3 м установлены мягкие съемные сиденья с откидными спинками. Уложенные на пайолы сиденья образуют спальное место на 3 чел. За спинкой кормового сиденья оборудован багажник. Водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, не допускает проникновение в кокпит воды, загрязненной горючим. В моторном отсеке может храниться подвесной мотор «Вихрь», уложенный поперек лодки, и бензобак. В форпике оборудован багажник для походного снаряжения, а над ним — небольшой рундук с крышкой.
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными за кормовым сиденьем и в форпике. Полностью залитая водой лодка остается на плаву и в положении на ровный киль.
Ветровое стекло с бортовыми щитками защищает кокпит от забрызгивания. Предусмотрен тент, устанавливаемый наглухо или с открытыми боковинами.
«Лещ» (рис. 1.17) — мотолодка, проект которой разработан Д. А. Курбатовым.
Предусмотрена ее постройка в двух вариантах: рыболовно-туристском и чисто рыболовном. В обоих случаях она пригодна для эксплуатации на озерах и водохранилищах, хотя ее обводы и не рассчитаны на длительное плавание на волнении более 0,25 м, так как малокилеватое днище (12° на миделе, 7° на транце) будет испытывать сильные удары. Основное внимание обращено на обеспечение остойчивости, что достигается благодаря большой площади ватерлинии. Подъем линии борта в носу и большой развал бортов у форштевня предотвращают заливание лодки волной на якорной стоянке. При неполной нагрузке лодка глиссирует на участке днища шириной 1,1 м — между продольными реданами, выполненными как излом обшивки, что позволяет в этом случае форсировать скорость. Непотопляемость «Леща» обеспечивается пенопластом, закрепленным по бортам под планширем. В аварийных случаях он будет не только поддерживать лодку на плаву, но и позволит сохранить остойчивость. Пассажиры при этом могут оставаться в кокпите и подгребать к берегу.
В смешанном рыболовно-туристском варианте предусмотрены две продольные банки-рундуки в носовой части кокпита, которые могут использоваться в качестве спальных мест. Над ними устанавливается тент. В чисто рыболовном варианте носовая часть оставлена свободной, здесь установлено одно кресло, пайол поднят немного выше ватерлинии, кокпит сделан самоотливным. Подвесной мотор размещен в колодце, что уменьшает опасность его заливания водой на якорной стоянке и исключает зацепление рыболовных снастей за его подводную часть. Предусмотрен кормовой рундук под банками.
С 12-сильным мотором «Лещ» развивает скорость 20 км/ч. Более мощные моторы устанавливают, если к месту рыбной ловли нужно идти против сильного течения. С 30-сильным мотором при шаге ГВ 320 мм лодка, имеющая на борту 2 чел., запас топлива и снаряжение, разовьет скорость 50 км/ч.
Проект рассчитан на индивидуальную постройку, изготовление набора из дерева, а обшивки из фанеры. Носовая оконечность имеет двойную диагональную обшивку из поставленных крест-накрест полос 2-3 миллиметровой фанеры. Снаружи корпус оклеивается стеклотканью. При серийном производстве корпус может быть выклеен из стеклопластика после незначительной с учетом технологии доводки обводов. Масса стеклопластикового варианта несколько больше.
«Акваджип» (рис. 1.18) — катамаран, серийно выпускаемый английской фирмой «Чартермарк». Многоцелевое судно применяется как для туризма, так и в качестве служебного. Лодка пригодна для эксплуатации с подвесными моторами мощностью от 5,5 до 58,8 кВт (от 7,5 до 80 л. с.). С моторами мощностью менее 22 кВт (30 л. с.) катамаран эксплуатируется в водоизмещающем и переходном режимах и используется для рыбной ловли или в качестве рабочей лодки. С 30-сильным мотором «Акваджип» глиссирует со скоростью 32 км/ч и наиболее подходит для многодневных походов. При максимальной мощности моторов лодка развивает скорость более 50 км/ч и используется в качестве спасательного или патрульного судна.
Корпуса «Акваджипа» имеют характерную для моторных катамаранов асимметричную в поперечном сечении форму с плоскими внутренними и выпуклыми наружными бортами. Кроме двух пар продольных реданов, в носовой части каждого корпуса отформовано по два широких брызгоотбойника. В сочетании с килеватостью туннеля в носовой части это обеспечивает хорошую всхожесть на волну. Просторный (3,15 м²) кокпит спланирован так, что в нем могут разместиться до 8 чел., хотя обычно в лодку садятся не более шестерых. Подмоторная ниша отгорожена от кокпита внутренним транцем, доходящим по высоте до продольных комингсов кокпита. Под сиденьями размещены рундуки. В корме предусмотрено штатное место для двух вкладных топливных баков емкостью по 23 л.
Корпус выклеен из стеклопластика. Во флоры, транцы, настил палубы, кницы заформована для жесткости фанера. Кокпит и рундуки выполнены самоосушающимися. Непотопляемость обеспечена самовспенивающимся заполнителем, введенным между оболочками корпуса и палубы, под дно кокпита.
«Дельта» (рис. 1.19) — мотолодка, предназначавшаяся для обеспечения соревнований по водным видам спорта, но в полной мере отвечающая требованиям, предъявляемым к судам для дальнего туризма. Днище умеренно-килеватое (12° на транце). Горизонтальная площадка по скуле в носовой части работает как брызгоотбойник, а в корме, где ее ширина увеличена до 100 мм, обеспечивает повышение гидродинамического качества при разгоне и динамическую остойчивость при маневрировании. На днище по батоксам отформованы продольные реданы — по три на борт.
Конструктивно судно состоит из трех частей: корпуса, палубы и внутренней секции, которая заменяет набор и служит основой для монтажа оборудования. Все части отформованы из стеклопластика. Толщина обшивки на днище — 4-5 мм, на палубе и внутренней секции — 2-3 мм.
Для увеличения полезной площади кокпита палуба не имеет бортовых потопчин. Два носовых кресла и трехместный кормовой диван легко переоборудуются в спальные места благодаря большой длине кокпита (2,1 м). В основаниях кресел устроены рундуки, а под диваном размещен топливный бак на 100 л с выведенной на палубу горловиной.
Со спаренными моторами «Нептун-23» скорость составила с одним водителем 48,2 км/ч, с экипажем из 5 чел. — 43,2 км/ч (с двумя «Вихрями-30» соответственно 50,5 и 45,5 км/ч). Ударные нагрузки при полной скорости становятся ощутимыми при волне 0,6 м. Кокпит при этом не забрызгивается.
Лодка имеет высокую начальную остойчивость; при скоплении 5 чел. на одном борту привальный брус не погружается в воду.
«Шторм» (рис. 1.20) — тримаран, спроектированный В. Л. и А. Л. Богдановыми как многоцелевое судно. Благодаря высокой остойчивости, хорошей мореходности и просторному (6 м) кокпиту особенно удобен для спортивной рыбной ловли, работы с аквалангистами, обслуживания водноспортивных соревнований.
Конструкция позволяет эксплуатировать ее с подвесными моторами в широком диапазоне мощностей — от 14,7 до 110,3 кВт (от 20 до 150 л. с.). Не исключена возможность установки стационарного двигателя. С 20-сильным мотором тримаран выходит на глиссирование с 3-4 чел. на борту, а при двух 20-сильных — с 6-7 пассажирами. Обводы с повышенной килеватостью позволяют поддерживать полную скорость на волне высотой до 1,25 м. На скорости 40-45 км/ч начинает проявляться эффект от уменьшения смоченной поверхности в результате возникновения воздушной каверны за поперечным реданом. Высокий борт, слом при переходе его в спонсон и сам спонсон надежно защищают кокпит от забрызгивания.
Отсутствие носовой палубы позволило выделить перед постом рулевого участок кокпита площадью 1,5 м². При непродолжительных прогулках здесь оборудуются дополнительные пассажирские места, а в туристском плавании размещается багаж. В основной части кокпита установлены четыре кресла, по два спинка к спинке, и кормовой диван. Сиденья легко переоборудуются в спальные места.
Конструкция лодки разработана для индивидуальной постройки с использованием в качестве основных материалов водостойкой фанеры и сосновых реек. Снаружи корпус оклеивается стеклотканью.
*******
В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: