Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Мотолодка «Воронеж»

Мотолодка «Воронеж». Технические характеристики и данные моторной лодки «Воронеж»

Мотолодка «Воронеж». Технические характеристики и данные моторной лодки «Воронеж»

Основные данные мотолодки «Воронеж»
Длина наибольшая, м 4,20
Ширина наибольшая, м 1,5
Высота борта на миделе, м 0,674
Угол килеватости днища на миделе 17,3°
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг 152
Грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4
Допустимая мощность ПМ, л. с. 30
Скорость под мотором 25 л. с. с полной нагрузкой, км/ч 33

Общий вид мотолодки «Воронеж»

Моторная лодка «Воронеж»

Воронежское авиастроительное объединение было одним из нескольких предприятий, выпускавших старую «Казанку». Наступил момент, когда и воронежцы задумались над необходимостью выпуска новой лодки.

Мотолодка «Воронеж» проектировалась как дешевое и неприхотливое в эксплуатации судно, которое должно заменить снятую с производства популярную «Казанку». В то же время требовалось создать надежное и безопасное судно для эксплуатации с моторами мощностью до 30 л. с. в условиях плавания по рекам и водохранилищам. Соответственно этим главным направлениям конструкторы лодки, сохранив простоту конструкции и оборудования, что были присущи «Казанке», увеличили ширину и высоту надводного борта «Воронежа», снабдили лодку подмоторной нишей, видоизменили обводы корпуса, увеличив килеватость днища и сильно заострив носовую часть. Невооружённым глазом видно, что за основу были приняты обводы «Казанки-5», в течение ряда лет выпускаемой казанскими коллегами-авиастроителями. Однако, воронежцы, учитывая опыт эксплуатации «Казанок-5», а именно их склонность к зарыскиванию и опрокидыванию на большой попутной волне, предусмотрели в кормовой части днища небольшие скошенные участки у скулы. Эта казалось бы незначительная особенность позволила «Воронежу» на поворотах и в случае возможного зарыскивания получать безопасный крен внутрь поворота, препятствующий опрокидыванию через скулу. Это значительно повышало безопасность плавания на большой волне.

Теоретический чертеж корпуса лодки «Воронеж»

Теоретический чертеж корпуса лодки «Воронеж»

Моторная лодка «Воронеж» имеет дюралюминиевый корпус клепаной конструкции, построенный по смешанной системе набора — с продольными стрингерами и девятью шпангоутами. Обшивка днища изготовлена из 1,5 миллиметровых листов сплава Д1. Соединение днища и борта на скуле образует брызгоотбойник шириной 30 мм. Герметичность в соединениях обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты и уплотнительной замазкой. Для защиты днища от истирания при вытаскивании лодки на берег по килю приклепана наружная накладка. Детали корпуса анодируются, корпус целиком грунтуется и покрывается эмалью МЛ-152. Непотопляемость обеспечивается блоками пенополистирола, размещёнными под палубой в герметизированном форпике, а также в корме по сторонам подмоторной ниши. В запалубленной носовой части лодки расположен небольшой багажный отсек, доступ в который осуществляется через закрываемый крышкой люк в переборке. В кокпите с размерами 2,3х1,4 м установлены две поперечные банки для четырех пассажиров. От ветра и брызг пассажиров защищает плоское ветровое стекло. Предусмотрено оборудование лодки тентом и установка дистанционного управления подвесным мотором. «Воронеж» поставляется в торговую сеть с деревянными рейчатыми пайолами. В снабжение лодки «Воронеж» входят весла, черпак, спасательный линь и ремонтная аптечка.

Благодаря большой ширине корпуса (1,37 м по скуле у транца) мотолодка обладает достаточной поперечной остойчивостью. При полном водоизмещении и расположении у одного борта груза 240 кг угол крена не превышает 11°, а минимальная высота надводного борта составляет не менее 200 мм. Заполненная водой лодка остается на плаву с 1 чел., мотором и 40 кг груза в кокпите. Результаты ходовых испытаний мотолодки с различными моторами, гребными винтами и нагрузкой приведены в таблице.

Результаты ходовых испытаний моторной лодки «Воронеж»

Мотор Гребной винт, м Частота вращения двигателя, об/мин Полезная нагрузка, кг Скорость, км/ч
«Вихрь-30» 0,24х0,30 5000 100 43,9
0,24х0,30 400 35,6
полированный 0,24х0,30 5000 400 41,2
0,24х0,30 5200 160 44,8
«Вихрь-М» 0,24х0,30 4900 100 40
0,24х0,30 400 33
«Нептун-23» 0,23х0,28 5100 100 39,9
0,23х0,28 400 33
0,24х0,30 5100 400 31
«Ветерок-12» 0,21х0,225 200 21,6

Расход горючего при плавании под мотором «Вихрь-30» составляет от 0,29 до 0,34 кг/км. Рекомендуемое использование — для прогулок и рыбной ловли на реках всех категорий при высоте волны до 0,5 м и с удалением от берега до 1 км. Несмотря на то, что лодка дюралевая, благодаря правильному выбору сортамента материала и хорошей антикоррозийной защите корпус «Воронежа» неплохо сохраняется при эксплуатации в морской воде. «Воронеж» несомненно удачное судно: сохранив большинство положительных качеств «Казанки», он значительно превосходит её по безопасности и мореходности.

К сожалению, в настоящее время завод-изготовитель проводит сомнительную модернизацию «Воронежа»: увеличивается сверх меры высота борта, устанавливаются мягкие сиденья и другое дополнительное оборудование. В результате значительно возрастает вес и цена лодки, снижаются её скоростные и экономические показатели. Представляется более логичным спроектировать и выпускать параллельно совершенно другую модель, чем подвергать существенным переделкам «Воронеж», удачный в своём первоначальном виде. Каким будет «Воронеж» — покажет время.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное