Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Мотолодка «Радуга-34»
  

Мотолодка «Радуга-34». Проект для самостоятельной постройки

Мотолодка «Радуга-34». Проект для самостоятельной постройки

Основные данные мотолодки «Радуга-34»
Длина, мм 3400
Ширина, мм 1700
Высота борта, мм 700
Масса корпуса, кг 70
Мощность мотора, л. с. (кВт) 20 (15)

Теоретический чертеж, общий вид и схема планировки мотолодки

Увеличить
увеличить

Теоретический чертеж мотолодки «Радуга-34»

Таблица плазовых ординат
  Шпангоуты
1 2 3 4
Высота от ОЛ, мм Борт-Б 740/552 700/573 617/530 500/510
Палуба-П 774 734 651 534
Редан-1 Р-1 174 73 15 0
Редан-2 Р-2 302 199 140 125
Редан-3 Р-3 430 325 265 250
Полуширота от ДП, мм Борт-Б 682/679 823/756 850/806 801/800
Палуба-П 532/469 673/606 700/550 651/650
Редан-1 Р-1 179 221 230 230
Редан-2 Р-2 348 425 448 450
Редан-3 Р-3 520 627 667 670
Р-1 X 13 15 15 15
Y 9 9 9 9
Р-2 X 40 40 40 40
Y 29 26 24 23
Р-3 X 38 40 40 40
Y 25 30 30 30

Конструктивный чертеж и сечения по шпангоутам туристского варианта «Радуги-34»

Увеличить
увеличить

Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
Радуга-34
1 — рейка, 30х40
2 — подушка для спинки кормового сиденья, 20х100х450
3 — подушки для носового и кормового диванов, 40х450х450 (поролон, текстовинит)
4 — кормовое сиденье, b=4 мм
5 — комингс кокпита, b=6 мм
6 — дуга для тента, труба O15-20мм, АМг (2 шт.)
7 — подушка для спинки носового сиденья, 20х420х450
8 — палуба, фанера, b=4
9 — стекло органическое, b=4 мм
10 — лобовой лист кокпита, b=4 мм (2х2 мм)
11 — бимс, b=15 мм
12 — ребро жесткости палубное и бортовое, 10х20
13 — киль, 20х40
14 — днищевое ребро жесткости, 10х30
15 — стрингер, 15х25
16 — съемный щит, b=4мм
17 — носовое сиденье, b=4 мм
18 — бортовая опора для сидений, 10х30
19 — рецесс, b=2мм
20 — коротыш, 75х20
21 — полоса, b=4мм
22 — бимс, 15х30, (1 шп.)
23 — бортовая ветвь, 15х40
24 — планка, 4х40х150 (4 шт.)
25 — днищевая ветвь, 15х45
26 — заполнитель, b=15мм (1 1/2; 1; 2; 3 шп.)
27 — опора для сидений, 15х20
28 — зашивка на 1 1/2 шп., b=2 мм
29 — буртик, 15х15
30 — кница, b=2 мм
31 — зашивка на 2 шп., b=2 мм
32 — пиллерс, 10х15 (3 шп.)
33 — лист, b=4 мм
34 — зашивка транца, b=4 мм
35 — бортовая и палубная ветви транца, 20х30
36 — днищевая ветвь транца, 20х45
37 — кница, b=4 мм
38 — заполнитель, b=20 мм
39 — брусок, 15х40х400(12 шт.)
40 — доска, 20х125
41 — лист, b=4 мм
42 — зашивка спинки, b=4 мм
43 — брусок, 15х30
44 — рейка, 15х15
45 — зашивка сиденья, b=3 мм
46 — зашивка, b=4 мм
47 — пульт ДУ
48 — крышка рундука, b=4 мм
49 — коротыш, 15х15
50 — опора для сидений, 29х20
51 — козырек, b=4 мм.

Вариант мотолодки «Радуга-34» для рыболовов и любителей коротких прогулок

Увеличить
увеличить

Увеличить
увеличить

Радуга-34 


Технология бесстапельной постройки «Радуги-34», предназначенной для рыболовов и любителей коротких прогулок

Установочные угольники
а — установочные угольники:
Размер А:
30 — для шпангоутов
130 — для транца
Установка шпангоутов на палубу. Увеличить
б — установка шпангоутов на палубу
1 — палуба
2 — установочный угольник
3 — шпангоуты
4 — раскосы
5 — транец.
Причерчивание гнезда под продольный набор под малку
д, е — причерчивание гнезда под продольный набор под малку
1 — шпангоут
2 — продольный набор
3 — линия малки.
Причерчивание обшивки борта у палубы
ж — причерчивание обшивки борта у палубы
1 — палуба
2 — обшивка борта
3 — шпангоут
4 — подкладной брусок.


Лодка предназначена для рыболовов и любителей коротких прогулок. Малый вес (около 40 кг) и упрощенная планировка кокпита позволяют перевозить такую «Радугу» на багажнике легкового автомобиля.

Сиденье в кокпите не закреплено, оно может передвигаться по направляющим вдоль бортовых рундуков. Это позволяет выбирать оптимальную центровку короткой лодки, которая очень чувствительна к дифференту.

Центральный проход обеспечивает относительную свободу в кокпите необходимую во время рыбалки; бортовые рундуки не только служат емким хранилищем рыболовного снаряжения, но и придают корпусу дополнительную продольную жесткость.

Обводы остались неизменными — обычная килеватая форма мореходного корпуса в сочетании с плоским участком — лыжей с продольными реданами, брызгоотбойниками в носовой части и развалом бортов по всей длине. Такое сочетание при весьма малых потерях подъемной силы (по сравнению с плоскодонной лодкой) позволяет иметь на волне плавный ход без динамических перегрузок. Развал бортов, широкий брызгоотбойник обеспечивают на циркуляции повышенную безопасность.

В данной публикации мы хотели бы более подробно рассказать о технологии постройки мотолодки.

Прогулочный вариант «Радуги-34» несложно построить без стапеля, что существенно сокращает затраты времени и труда, необходимые на изготовление оснастки. Сборка может производиться на двух отфугованных по пластям досках шириной около 150мм длиной не менее длины мотолодки или на любой другой ровной поверхности.

До сборки необходимо изготовить шпангоуты и транец, склеить заготовки палубы, обшивки, стенок и зашивок рундуков, а также заготовки продольного набора и реданов, если нет целиковых реек. На шпангоутах и транце следует вырубить гнезда для прохода продольного набора. Глубину врезки надо проверить кусочками реек из которых изготавливается набор. Для этого по плазу корпуса определяется величина малки киля или стрингеров — проверочный брусочек должен выступать из гнезда на эту величину. Реданы нужно обрабатывать согласно таблице плазовых ординат сечений.

Заготовка палубы укладывается на поверхность, где будет собираться мотолодка; затем производится разметка контура и положения шпангоутов, и отбиваются линии по ширине привального бруска, обрамляющей кокпит рейки и ширины бимсов. Поверхности продольного палубного набора, прилегающие к палубе и соответствующие поверхности палубы, промазываются клеем и набор устанавливается на место с запрессовкой гвоздями взагиб шагом 50-70 мм. Далее на секцию палубы устанавливаются шпангоутные рамки и транец. Палуба мотолодки имеет уклон в сторону нормы, поэтому шпангоуты должны устанавливаться не перпендикулярно, а под углом 3,5° с наклоном в корму, что составит 34 мм по высоте второго шпангоута. Транец имеет наклон днищевой части в нос около 15° или 130 мм по килю, поэтому необходимо заранее изготовить установочные угольники. На такие же углы следует смалковать бимсы шпангоутов и транца. Эту работу можно упростить, если установить шпангоуты перпендикулярно к палубе, а транец с уклоном 100 мм в нос. При этом сколько-нибудь значительного изменения в обводах не произойдет.

Установленные шпангоуты и транец фиксируются в нужном положении раскосами по обоим бортам. Затем на шпангоуты устанавливается киль, который для определения величины малки внутренней поверхности гнезда временно закрепляется гвоздями 1,5-2 мм. Эта величина определяется следующим образом: изогнутый по шпангоутам киль будет опираться на носовую кромку гнезда, а между кормовой кромкой и опорной поверхностью киля образуется зазор, величина которого соответствует необходимой малке. Циркулем или какой-либо другой отводкой эта величина переносится на носовую поверхность шпангоута — линия проводится от кромки гнезда. Когда требуемая малка определена на всех шпангоутах, киль снимается и гнезда малкуются. После окончательной установки киля на место аналогично определяется малка гнезд под стрингеры. Продольный набор крепится к шпангоутам шурупами 3 мм.

После установки продольного набора снимаются раскосы, раскрепляющие шпангоуты, и производится малковка киля, стрингеров и поперечного набора с постоянной проверкой правильности гибкой длинной рейкой.

Когда малка набора произведена, на корпус поочередно укладываются заготовки обшивки и раскрепляются тонкими гвоздями, набор корпуса изнутри очерчивается по заготовке, припуск листа обрезается по разметке. В местах расположения стрингеров и шпангоутов высверливаются отверстия 1-1,5 мм шагом 50-70 мм. Верхний лист борта сначала причерчивается по палубе, обрезается по этой кромке и только после этого окончательно размечается. Обшивка устанавливается на клею с запрессовкой гвоздями взагиб к продольному набору и шурупами 3 мм к поперечному. Затем кромки установленной обшивки смалковываются, корпус оклеивается одним слоем стеклоткани АСТТ(б)-С2О. Далее на корпус лодки устанавливаются реданы на клею с гвоздевой запрессовкой и оклеиваются полосками стеклоткани.

На этом обшивка корпуса заканчивается. Теперь мотолодка переворачивается килем вниз. Заранее собранный лист рецесса устанавливается на место: бимс приклеивается к палубе с запрессовкой гвоздями, лист изгибается и временно закрепляется на транце на уровне редана Р-3. Устанавливаются на место и временно закрепляются стенки рундуков, также заранее собранные с рейками опоры подвижного сиденья, зашивок и крышек, накладываются зашивки и навешиваются на петли крышки. Рейка, обрамляющая кокпит, смалковывается в районе установки козырька, промазывается клеем, гвоздями взагиб к ней подтягивается козырек. После этого по верхней кромке козырька устанавливается на клею буртик с запрессовкой шурупами 3х22 мм. Обе рейки буртика накладываются одновременно. Все временно закрепленные стыки: рецесса с транцем и бортами, стенок и зашивок рундуков с днищем и бортами, а также стыки козырька с палубой и внутренние углы бортов и днища с транцем оклеиваются «мокрым угольником» — полосками стеклоткани на эпоксидном клею. В местах установки ручек, стаканов уключин, пульта дистанционного управления вклеиваются сухари.

Последняя операция по оборудованию корпуса «Радуги» — устройство пайолов. Они могут быть изготовлены либо из блоков пенопласта, уложенных между шпангоутами не высоту флор и оклеенных сверху стеклотканью, либо из листов фанеры.

В раздел «Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное