Проект и чертежи мореходной моторной лодки — мотолодка для больших водохранилищ
Разрабатывая проект и чертежи этой моторной лодки, я рассчитывал на то, чтобы построить ее мог любой человек, обладающий небольшими навыками обращения со столярными инструментами. Кроме того, лодка предназначалась для морских заливов и крупных водохранилищ, поэтому она должна была обладать повышенной мореходностью — способностью идти по волнению, не снижая скорости, при этом не забрызгиваться и не заливаться гребнями высокой волны.
Общий вид мотолодки для больших водохранилищ
Частицы воды в профиле волны совершают вращательное движение по круговым орбитам, причем на гребне направление их движения совпадает с направлением бега волн. На подошве волны частицы воды движутся в обратную сторону. По этой причине на вставший бортом к волне катер действуют гидродинамические силы, стремящиеся его перевернуть. Эти силы суммируются с силами плавучести, с давлением ветра на корпус и надстройку и с силами инерции, если катер двигался до этого момента с хорошей скоростью. В результате катер с острым носом может опрокинуться, часто неожиданно для его водителя и пассажиров. Оказавшись посреди водохранилища, попавшим в беду рассчитывать на скорую помощь в свежую погоду не приходится, и экипаж катера обречен бороться за спасение самостоятельно.
Каждый, кто ходил на лодке в большом водохранилище, почувствовал, что условия плавания здесь более сложные, чем на реке. Острый нос нередко втыкается в волну, вода заливает палубу. А стоит только уменьшить ход, как полная широкая корма всплывает, и нос опускается еще ниже. На попутной волне катер с традиционными обводами, догнав волну, входит в нее узким носом и замедляет ход. Следующая волна поднимает полную широкую корму, нос начинает буквально «вспахивать» воду, которая может даже выкатиться на палубу и залить катер. Если рулевой при этом оплошает, не сдержит вовремя катер, то гребень волны может забросить корму в сторону — повернуть катер вокруг «застрявшего» в воде носа. Катер становится бортом к волне.
Предлагаемая конструкция трехкилевой мотолодки лишена упомянутых недостатков. Нос мотолодки широкий, на корпусе имеются боковые наделки — дополнительные объемы плавучести, препятствующие большому крену. Сохранению остойчивости на крене способствует большая (до 18°) килеватость днища. Она также смягчает удары корпуса лодки о волны, делает плавание более комфортабельным. Большая килеватость простирается до транца, поэтому корма на волне не всплывает так резко, как у плоскодонной лодки. Испытав эту лодку в Финском заливе, я убедился, что она легко идет по волне как на полном, так и на малом ходу. Волна иногда достигала 2,5 метров высоты!
Теоретический чертеж мотолодки
Таблица плазовых ординат, мм
Линии | № шпангоута | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Высоты от ОЛ, мм | ||||||||||
Борт ЛБ | 754 | 732 | 713 | 700 | 682 | 670 | 660 | 645 | 639 | 635 |
Скула I — Ск. 1 | 642 | 410 | 292 | 220 | 185 | 176 | 176 | 176 | — | — |
II — Ск. 2 | 645 | 385 | 224 | 160 | 130 | 130 | 130 | 130 | — | — |
III — Ск.3 | 650 | 485 | 350 | 285 | 245 | 230 | 230 | 230 | — | — |
Полушироты от ДП, мм | ||||||||||
ЛБ | 606 | 670 | 722 | 759 | 780 | 790 | 795 | 790 | 775 | 750 |
Ск. 2 | 542 | 585 | 630 | 650 | 667 | 679 | 680 | 679 | — | — |
Ск. 3 | 560 | 600 | 645 | 660 | 680 | 690 | 680 | 673 | 666 | 660 |
Корпус лодки можно изготовить деревянной конструкции с обшивкой из фанеры, как это показано на чертежах. Некоторые судостроители-любители применили для обшивки стеклотекстолит, строили также эту лодку с набором из металлического угольника с обшивкой из дюралюминия, клепаной конструкции.
Сечения no шпангоутам
1 — киль, 30х60; 2 — внутренняя зашивка транца, δ=6; 3 — заполнитель, δ=20; 4 — транец, δ=8-10; 5 — днищевой стрингер, 15х30; 6 — флортимберс, 20х50; 7 — скуловая кница, δ=4-6; 8 — обвязка транца, 20х50; 9 — подушка под утку, 20х60; 10 — буртик, 20х15; 11 — продольный редан, 15х30; 12 — скуловой брызгоотбойник, 15х30; 13 — скуловой стрингер, 30х40; 14 — бортовой стрингер, 15х30; 15 — бортовая обшивка, δ=4; 16, 18 — фальшборт, δ=4; 17 — рейка, 20х20; 19 — комингс, 8х50; 20 — топтимберс, 20х50; 21 — рейка, 20х25; 22 — привальный брус, 25х40; 23 — полубимс, 20х50; 24 — кница, δ=4; 25 — оклейка спонсона стеклопластиком; 26 — пенопласт; 27 — палубный настил, δ=5; 28 — палубный стрингер, 15х30; 29 — болт М6х100; 30 — декоративные планки, 8х30; 31 — бимс, 20х50; 32 — флор, фанера δ=4.
При изготовлении мотолодки из дерева детали собирают с применением водостойкого клея. Наружную поверхность фанерной обшивки рекомендуется тщательно прошкурить и оклеить одним-двумя слоями стеклоткани на эпоксидном или полиэфирном связующем. Толщина наружной обшивки из фанеры на днище и палубе — 5 мм, на бортах — 4 мм. Технологические процессы изготовления деталей и сборки корпуса подробно описаны в книге «15 проектов судов для любительской постройки», 1985 г. Л-д, «Судостроение».
Окрашивать мотолодку лучше всего эпоксидными эмалями, но можно применять и пентафталевые эмали.
В транце надо закрепить втулку с резьбовой пробкой, которую на берегу отвинчивают для слива воды, попавшей в корпус.
Эксплуатировать мотолодку необходимо только с дистанционным управлением моторами. При выходе в свежую погоду, экипаж обязан надеть спасательные жилеты, обязательно с твердым пенопластовым наполнителем.
В. Алексеев, инженер-кораблестроитель.
В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: