Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Проект и чертежи мореходной моторной лодки — мотолодка для больших водохранилищ
  

Проект и чертежи мореходной моторной лодки — мотолодка для больших водохранилищ

Проект и чертежи мореходной моторной лодки — мотолодка для больших водохранилищ

Разрабатывая проект и чертежи этой моторной лодки, я рассчитывал на то, чтобы построить ее мог любой человек, обладающий небольшими навыками обращения со столярными инструментами. Кроме того, лодка предназначалась для морских заливов и крупных водохранилищ, поэтому она должна была обладать повышенной мореходностью — способностью идти по волнению, не снижая скорости, при этом не забрызгиваться и не заливаться гребнями высокой волны.

Общий вид мотолодки для больших водохранилищ


Общий вид мотолодки для больших водохранилищ
Общий вид мотолодки

Частицы воды в профиле волны совершают вращательное движение по круговым орбитам, причем на гребне направление их движения совпадает с направлением бега волн. На подошве волны частицы воды движутся в обратную сторону. По этой причине на вставший бортом к волне катер действуют гидродинамические силы, стремящиеся его перевернуть. Эти силы суммируются с силами плавучести, с давлением ветра на корпус и надстройку и с силами инерции, если катер двигался до этого момента с хорошей скоростью. В результате катер с острым носом может опрокинуться, часто неожиданно для его водителя и пассажиров. Оказавшись посреди водохранилища, попавшим в беду рассчитывать на скорую помощь в свежую погоду не приходится, и экипаж катера обречен бороться за спасение самостоятельно.

Каждый, кто ходил на лодке в большом водохранилище, почувствовал, что условия плавания здесь более сложные, чем на реке. Острый нос нередко втыкается в волну, вода заливает палубу. А стоит только уменьшить ход, как полная широкая корма всплывает, и нос опускается еще ниже. На попутной волне катер с традиционными обводами, догнав волну, входит в нее узким носом и замедляет ход. Следующая волна поднимает полную широкую корму, нос начинает буквально «вспахивать» воду, которая может даже выкатиться на палубу и залить катер. Если рулевой при этом оплошает, не сдержит вовремя катер, то гребень волны может забросить корму в сторону — повернуть катер вокруг «застрявшего» в воде носа. Катер становится бортом к волне.

Предлагаемая конструкция трехкилевой мотолодки лишена упомянутых недостатков. Нос мотолодки широкий, на корпусе имеются боковые наделки — дополнительные объемы плавучести, препятствующие большому крену. Сохранению остойчивости на крене способствует большая (до 18°) килеватость днища. Она также смягчает удары корпуса лодки о волны, делает плавание более комфортабельным. Большая килеватость простирается до транца, поэтому корма на волне не всплывает так резко, как у плоскодонной лодки. Испытав эту лодку в Финском заливе, я убедился, что она легко идет по волне как на полном, так и на малом ходу. Волна иногда достигала 2,5 метров высоты!

Теоретический чертеж мотолодки

Теоретический чертеж мотолодки

Таблица плазовых ординат, мм

Линии № шпангоута
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Высоты от ОЛ, мм
Борт ЛБ 754 732 713 700 682 670 660 645 639 635
Скула I — Ск. 1 642 410 292 220 185 176 176 176
          II — Ск. 2 645 385 224 160 130 130 130 130
          III — Ск.3 650 485 350 285 245 230 230 230
  Полушироты от ДП, мм
          ЛБ 606 670 722 759 780 790 795 790 775 750
          Ск. 2 542 585 630 650 667 679 680 679
          Ск. 3 560 600 645 660 680 690 680 673 666 660

Корпус лодки можно изготовить деревянной конструкции с обшивкой из фанеры, как это показано на чертежах. Некоторые судостроители-любители применили для обшивки стеклотекстолит, строили также эту лодку с набором из металлического угольника с обшивкой из дюралюминия, клепаной конструкции.

Сечения no шпангоутам
Сечения no шпангоутам
1 — киль, 30х60; 2 — внутренняя зашивка транца, δ=6; 3 — заполнитель, δ=20; 4 — транец, δ=8-10; 5 — днищевой стрингер, 15х30; 6 — флортимберс, 20х50; 7 — скуловая кница, δ=4-6; 8 — обвязка транца, 20х50; 9 — подушка под утку, 20х60; 10 — буртик, 20х15; 11 — продольный редан, 15х30; 12 — скуловой брызгоотбойник, 15х30; 13 — скуловой стрингер, 30х40; 14 — бортовой стрингер, 15х30; 15 — бортовая обшивка, δ=4; 16, 18 — фальшборт, δ=4; 17 — рейка, 20х20; 19 — комингс, 8х50; 20 — топтимберс, 20х50; 21 — рейка, 20х25; 22 — привальный брус, 25х40; 23 — полубимс, 20х50; 24 — кница, δ=4; 25 — оклейка спонсона стеклопластиком; 26 — пенопласт; 27 — палубный настил, δ=5; 28 — палубный стрингер, 15х30; 29 — болт М6х100; 30 — декоративные планки, 8х30; 31 — бимс, 20х50; 32 — флор, фанера δ=4.

При изготовлении мотолодки из дерева детали собирают с применением водостойкого клея. Наружную поверхность фанерной обшивки рекомендуется тщательно прошкурить и оклеить одним-двумя слоями стеклоткани на эпоксидном или полиэфирном связующем. Толщина наружной обшивки из фанеры на днище и палубе — 5 мм, на бортах — 4 мм. Технологические процессы изготовления деталей и сборки корпуса подробно описаны в книге «15 проектов судов для любительской постройки», 1985 г. Л-д, «Судостроение».

Окрашивать мотолодку лучше всего эпоксидными эмалями, но можно применять и пентафталевые эмали.

В транце надо закрепить втулку с резьбовой пробкой, которую на берегу отвинчивают для слива воды, попавшей в корпус.

Эксплуатировать мотолодку необходимо только с дистанционным управлением моторами. При выходе в свежую погоду, экипаж обязан надеть спасательные жилеты, обязательно с твердым пенопластовым наполнителем.

В. Алексеев, инженер-кораблестроитель.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное