Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Крейсерско-гоночный швертбот национального класса Т-2

Крейсерско-гоночный швертбот национального класса Т-2

Швертботы этого класса строила с 1961 г. Ленинградская экспериментальная судоверфь. Представленный здесь проект является четвертым (в трех из них предусматривалось применение для обшивки корпуса бакелизированной фанеры; небольшая серия швертботов была построена с круглоскулыми обводами и клееной обшивкой из реек). В новом проекте швертбота класса Т-2 «Цефей» с целью повышения безопасности плавания оборудован самоотливной кокпит, применен «тяжелый» (массой 112 кг) шверт.

Основные данные швертбота класса Т-2
Длина наибольшая, м 7,0
Длина по КВЛ, м 6,0
Ширина наибольшая, м 2,5
Ширина по КВЛ, м 2,1
Осадка корпусом/швертом, м 0,3/1,38
Высота борта, м:  
— в носу 1,40
— на миделе 1,32
— в корме 1,13
Водоизмещение по КВЛ, т 1,34
Площадь грота, м² 13
Площадь стакселя, м² 7
Количество постоянных спальных мест 3
Количество спальных мест с учетом раскладных 5

Общий вид швертбота класса Т-2 «Цефей»

Крейсерско-гоночный швертбот национального класса Т-2

Предыдущая модель швертбота Т-2 имела склонность к нарушению центровки при крене и волнении из-за излишнего смещения в нос места расположения шверта и центра парусности. Как показали испытания нового швертбота, «Цефей» имеет во всех случаях хорошую центровку. Остроскулые обводы корпуса рассчитаны на обшивку фанерой толщиной 7 мм. Обшивка подкреплена продольным набором из реек, которые опираются на восемь поперечных рам, являющихся элементами внутреннего оборудования. Продольный набор составляют также киль, два днищевых и два бортовых стрингера, скуловые и привальные брусья.

Теоретический чертеж швертбота класса Т-2

Теоретический чертеж швертбота класса Т-2
увеличить, 1804х1724, 315 КБ

Большая высота борта скрадывается линией слома, по которой идет дубовый буртик, и соответствующей раскраской борта. Благодаря этому создается впечатление корпуса с классической линией борта, имеющей большую седловатость и поднимающейся к носу.

Корпус имеет современный архитектурный тип с гладкой палубой и рубкой над сходным люком. Благодаря высокому борту размеры рубки невелики; ей придана «обтекаемая» форма для уменьшения аэродинамического сопротивления на острых курсах.

Просторный самоотливной кокпит оборудован объемистыми рундуками, которые служат сиденьями и местом хранения снабжения и запасов. В кормовой части кокпита предусмотрен рундук для хранения подвесного мотора и топлива; здесь бензобак оказывается надежно изолированным от внутренних помещений (на старых же Т-2 топливо иногда попадало в трюм). Вода из кокпита и случайно пролитое топливо из кормового рундука сразу же стекают за борт через шпигаты в кормовой переборке рундука и в транце.

Мотор мощностью до 9 кВт (12 л. с.) навешивается прямо на транец, где имеется специальный вырез, закрываемый в нерабочем положении задвижным щитом. На бимс гика-шкота, разделяющий кокпит на две части, можно установить компас и небольшой столик.

В носовой части швертбота размещены койка и платяной шкаф в виде ниши. Пространство между койкой и шкафом закладывается специальным щитом и матрацем, образуя двуспальную койку.

Общее расположение швертбота

Общее расположение швертбота
1 — моторный отсек; 2 — погон гика-шкота; 3 — швертовая лебедка; 4 — «подвесной» шкаф; 5 — полка; 6 — паруса; 7 — форпик; 8 — мойка и камбуз; 9 — койка-«гроб»; 10 — анкерок с водой; 11 — стол.

В салоне по правому борту расположен буфет, под откидной крышкой стола которого закреплена на шарнирах качающаяся газовая плита. Дверка шкафчика в открытом положении превращается в дополнительный столик. По левому борту напротив буфета скомпонован обеденный уголок из двух диванов и довольно просторного стола между ними. За столом размещаются четыре человека; при необходимости еще трое могут сидеть на закладном щите носовой койки, на ступеньке под входом и на койке по правому борту. Если стол опустить до уровня диванов, образуется двуспальное место.

Такая планировка каюты стала возможной благодаря смещению швертового колодца под кокпит. В каюте расположена только носовая часть колодца, совмещенная с боковой стенкой дивана и совершенно не загромождающая помещения.

Шверт поднимается и опускается из кокпита тросом через систему блоков с помощью лебедки, закрепленной на переборке между каютой и кокпитом.

Под всеми койками и диванами есть выдвижные ящики; на бортах устроены полки для мелких вещей, книг, радиоприемника и штурманского инструмента.

Под кокпитом имеется место для установки аккумулятора емкостью 100 А-ч, для хранения весел, футштока и спинакер-гика. Переборки, детали внутренней обстройки и мебели облицованы шпоном из ценных пород дерева или изготовлены из массива ценных пород.

Вентиляция помещений обеспечивается через форлюк (его крышка выполнена из оргстекла), дверь входного люка, имеющую жалюзи (решетку) с задвижкой, и вентиляционные отверстия в переборке между кокпитом и рундуком мотора.

Аварийная непотопляемость швертбота обеспечена блоками пенопласта, уложенными в носовом отсеке перед первой рамой и вдоль бортов позади кормовых коек.

Специальная дуга, устанавливаемая над кокпитом, служит каркасом для тента, которым можно прикрыть кокпит на стоянке, опорой для гика и стойкой леерного ограждения. Бортовой леер проходит еще через две стойки высотой 550 мм и крепится к носовому релингу. На крыше рубки закреплен довольно высокий поручень.

Мачта из алюминиевого сплава устанавливается на палубном степсе, который укреплен на носовой части рубки над усиленным бимсом. Нагрузка от мачты через бимс распределяется на корпус благодаря развитым полупереборкам, разделяющим носовой кубрик и салон. Мачту можно завалить в корму и поставить силами одного человека, если воспользоваться талями, заведенными за нижний конец штага.

Схема парусности швертбота Т-2

Схема парусности швертбота Т-2

Швертбот выпускается с верфи оборудованным устройством для закрутки стакселя вокруг штага, устройством для уменьшения площади грота, совмещенным с фаловой лебедкой, четырьмя шкотовыми лебедками. В комплект парусов входит спинакер. Топенанты, оттяжки и спинакер-фал проведены на клиновые стопора, установленные в кормовой части палубы рубки.

План палубы швертбота

План палубы швертбота

Осенью 1976 г. в Невской губе были проведены заводские испытания опытного образца параллельно с серийным швертботом Т-2-72, которые показали, что новый швертбот имеет достаточную остойчивость, не уступает серийному Т-2 в скорости и крутизне хода к ветру. Управляемость «Цефея» вполне удовлетворительна, хотя при слабом ветре отмечена некоторая тенденция к уваливанию. На просторной палубе с умеренной погибью бимсов перемещаться и работать очень удобно.

На основании испытаний опытного образца в проект внесены некоторые изменения. В частности, спрямлена линия борта (убрана ступенька на палубе): это упростило конструкцию и позволило ликвидировать место возможной водотечности. Для улучшения лавировочных качеств в слабый ветер центр парусности смещен на 140 мм в корму. Для облегчения подъема шверта увеличено число лопарей шверт-талей.

В сентябре 1977 г. прошло испытания уже головное судно серии. Можно отметить, что благодаря прямой линии борта силуэт швертбота стал более строгим и выразительным, а палуба — удобнее. Некоторое понижение ЦТ и центра парусности привело к тому, что швертбот стал лучше управляться на всех курсах и ветрах, устойчиво лежит на курсе, но в то же время легко разворачивается буквально на месте.

Во время 7-балльного шквала швертбот шел под одним стакселем в полный бейдевинд, сохраняя способность к повороту оверштаг. Во всех условиях швертбот шел и круче и быстрее ранее выпускавшихся судов класса Т-2.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное