Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Крейсерский швертбот «Морской еж»

Крейсерский швертбот «Морской еж». Проект и чертежи для постройки швертбота «Морской еж»

Проект крейсерской яхты для плавания по рекам и озерам
и в прибрежной зоне морей

Интерес многих любителей отдыха под парусами к крейсерским швертботам объясняется тем, что большинство акваторий, на которых совершаются плавания, имеют мелководные подходы к берегам.

Килевая яхта, рассчитанная на размещение трех-четырех человек, при длине 6,5-7 м неизбежно будет иметь осадку около 1 м, что ограничивает выбор района плавания и создает определенные трудности при высадке на необорудованный берег. У швертбота тех же размерений осадка (с выбранным швертом) не превысит 0,3 м.

Для эксплуатации в любительских условиях отсутствие постоянного киля представляет несомненное удобство, так как упрощает хранение и перевозку судна, спуск его на воду и подъем на берег. Следует еще отметить, что, как правило, и стоимость постройки швертбота оказывается ниже, чем аналогичной по размерениям яхты.

С другой стороны, отсутствие фальшкиля приводит к тому, что остойчивость швертбота на больших углах крена будет ниже, чем у килевой яхты. Соответственно уменьшать площадь парусности при усилении ветра на швертботах всегда начинают раньше, чем на яхтах; при опасности штормовой погоды швертботам приходится срочно уходить в укрытие. Это ограничивает район плавания швертботов прибрежной зоной морей и больших водохранилищ или вообще сравнительно небольшими водоемами.

Уже не раз публиковались проекты парусных судов, рассчитанных на размещение четверых человек, но в основном это были килевые мини-яхты. Чертежи для постройки крейсерского — относительно мореходного и с неплохими ходовыми качествами швертбота подобных размерений — с наибольшей длиной порядка 7 м, помещались только однажды: см. статью В. В. Чайкина с описанием экспериментального швертбота Т2 «Дельфин», построенного в 1968 г. на Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС.

Переходя к описанию «Морского ежа», отметим, что на его проект наиболее существенное влияние оказали проекты ряда построенных судов, эксплуатационные качества которых уже хорошо известны. В первую очередь это проекты крейсерско-гоночных швертботов национального класса Т2 — уже упоминавшийся «Дельфин» и «Т2-69»; в меньшей степени — 5-метровая яхточка-компромисс «Морской конек».

Устройство крейсерского швертбота «Морской еж»

Крейсерский швертбот «Морской еж». Проект и чертежи для постройки швертбота «Морской еж»

Основные данные швертбота «Морской еж»
Длина наибольшая, м 6,8
Длина по КВЛ, м 5,7
Ширина наибольшая, м 2,5
Высота борта в носу/на миделе/на транце, м 1,31/1,03/1,01
Осадка корпусом/швертом, м 0,3/1,4
Водоизмещение, кг 1000
Парусность: грот/стаксель, м² 15/7
Экипаж, чел. 4

Корпус швертбота «Морской еж» имеет обводы шарпи. Применение остроскулых обводов позволяет существенно упростить постройку корпуса и снизить трудоемкость строительных работ. Этот тип обводов, конечно, не способствует достижению максимально возможных для судов такого класса скоростей, но, с другой стороны, обеспечивает несколько большую начальную остойчивость.

Теоретический чертеж корпуса швертбота

Теоретический чертеж корпуса швертбота

Теоретический чертеж швертбота — бок и полуширота

Теоретический чертеж швертбота — бок и полуширота
увеличить, 1656х862, 139 КБ

Таблица плазовых ординат
Таблица плазовых ординат

Швертбот вооружен бермудским шлюпом со стакселем, не доходящим до топа приблизительно на 1/3 высоты мачты. Положение мачты, положение точки крепления штага и распределение парусности выбраны из условий наилучшей центровки судна и достижения высоких ходовых качеств.

Общий вид и план парусности швертботa «Морской еж»

Общий вид и план парусности швертбота «Морской Еж»

Внутренний объем корпуса практически разделен полупереборками на шп. 4 на две отдельные каюты, в которых оборудованы четыре постоянных спальных места: два — в гробах в миделевой части судна и два на диване в носовой каюте. В корму от шп. 4 расположены по левому борту шкаф для одежды, по правому — камбузный столик и буфет; к швертовому колодцу закреплен складной обеденный стол. В носу, между шп. 0 и 1, устроен еще один шкаф. Шкафы дверец не имеют и закрываются драпировкой. Так же — драпировкой — разделены и каюты.

Общее расположение и детали оборудования швертбота
Общее расположение и детали оборудования швертбота
увеличить, 1200х1524, 212 КБ
1 — ахтерпик; 2 — рундук; 3 — диван; 4 — шкаф; 5 — двухместный диван; 6 — форпик; 7 — шкаф; 8 — камбузный столик; 9 — буфет; 10 — дверца каюты; 11 — карниз занавески, пруток Ø12 мм; 12 — петля; 13 — стол; 14 — кронштейн стола; 15 — обвязка, сосна 20х20; 16 — настил, авиафанера δ=6; 17 — крышка люка рундука; 18 — кокпит; 19 — обвязка, сосна 20х40; 20 — облицовка стола, авиафанера δ=6; 21 — крышка люка ахтерпика.

Под носовым диваном и койками оборудованы рундуки, куда можно складывать постельные принадлежности, легкую одежду и прочие обиходные вещи. В кормовой переборке каюты по обе стороны от швертового колодца устроены ниши с полками. Выступающие в каюту части полок служат ступеньками для схода из кокпита внутрь швертбота. Одна из ниш предназначена для размещения камбузного ящика, в котором установлена газовая плитка в кардановом подвесе. При необходимости камбузный ящик может быть перенесен в кокпит или установлен на камбузном столике.

Некоторое неудобство в каюте создает швертовый колодец; отдавая предпочтение ходовым качествам парусника, пришлось пойти на незначительное ухудшение его обитаемости. Незначительное, поскольку в определенной мере этот недостаток компенсирован большой шириной корпуса, что позволило сделать проход по обе стороны колодца довольно свободным — по 400 мм. Высота в кормовой каюте на всей длине помещения сохраняется не менее 1420 мм.

Кроме входного люка, на палубе перед мачтой имеется откидной носовой лючок, который облегчит выполнение работ, связанных с уборкой и постановкой парусов, отдачей якоря и т. п.: все это можно будет делать, не выходя на палубу, а высунувшись из люка. Носовой люк необходим также и для обеспечения быстрой и полной вентиляции внутренних помещений. Крышки люков предусматривается изготовлять из оргстекла толщиной 10-12 мм, что, несомненно, увеличит освещенность кают.

Не только обводы, но и конструкция корпуса выбрана с расчетом на возможности судостроителей-любителей. Применение ламинированных — выклеиваемых из реек по месту или на шаблоне-цулаге деталей сведено до минимума (это форштевень, киль и привальные брусья). Практически весь набор изготовлен из сосновых реек сечением 20х40 мм. Сосну можно заменить другой породой дерева, но при этом будет необходим пересчет сечений деталей набора. Так, чтобы набор из кедра был равнопрочен сосновому, показанные на чертежах сечения должны быть увеличены на 10%. Если будет использована лиственница, дуб или ясень, сечения набора следует уменьшить на 13%; при этом весовые характеристики практически не изменяются. Для ели размеры остаются без изменений.

Конструктивные чертежи швертбота «Морской еж»

Конструктивные чертежи швертбота
увеличить, 1500х1850, 447 КБ
Конструктивные чертежи швертбота
увеличить, 1500х1852, 327 КБ

Конструктивные чертежи корпуса (поперечные сечения, узлы)

Конструктивные чертежи корпуса (поперечные сечения, узлы)
увеличить, 1500х1854, 323 КБ

Остроскулые обводы рассчитаны на обшивку корпуса фанерой. В проект заложено использование 6-миллиметровой авиационной фанеры по ГОСТ 102-49, но может быть применена также и бакелизированная фанера толщиной 5 или 7 мм по ГОСТ 11539-65 или фанера ФСФ толщиной 6 мм по ГОСТ 3916-69. Если хорошей фанеры достать не удалось, корпус швертбота можно обшить сосновыми рейками или досками толщиной 15 мм. При использовании реек ширина их не должна превышать 30 мм; каждая рейка должна ставиться с креплением не только к набору, но и к ранее поставленным рейкам на клею с нагелевкой — гвоздями через кромку. При обшивке досками поясья соединяются на пазовых рейках размером не менее 15х30 мм, врезаемых в шпангоуты (высота их должна быть соответственно увеличена на толщину рейки). Вес корпуса, обшитого рейками или досками, получится на 8-10% больше, чем при обшивке фанерой.

Крепление деталей набора производится шурупами диаметром 4 мм. Все соединения выполняются на водостойких клеях.

Оклейка в два слоя стеклотканью на эпоксидном связующем полностью устранит возможность течи корпуса и водопоглощение деревянными деталями. Если по каким-либо причинам оклеить весь корпус не удастся, совершенно необходимо уложить по привальному и скуловому брусьям, килю и углам транца (стыки и пазы обшивки) полосы стеклоткани шириной 70 мм (первый слой) и 120 мм (второй, наружный слой); это обеспечит надежную защиту наиболее уязвимых мест обшивки — кромок фанеры.

Особенной тщательности требует оклейка швертового колодца. Самое лучшее, если он будет оклеен и изнутри и снаружи. При этом необходимо следить за тем, чтобы торцы фанеры и стоек были закрыты не менее чем двумя слоями стеклоткани. Должны быть обязательно заклеены стеклотканью обнажившиеся торцы фанеры в месте выреза для крепления оковки оси шверта.

Приблизительный расход материалов, необходимых для постройки корпуса: рейки сосновые сечением 20х40 — около 100 пог. м, 30х60 — 30 пог. м; доски 20х80 — 30 пог. м и 13х120 — 18 пог. м. Общее количество сосны составит ок. 0,15 м³, дуба — 0,01 м³. Фанеры толщиной 6 мм потребуется 20 стандартных листов (1525X1525 мм), а толщиной 4 мм — 3 листа.

Д. И. Селезнев.

Оборудование швертбота «Морской еж»

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное