Kрейсерский катамаран «Центаурус»
Крейсерский катамаран «Центаурус» выпускался судоверфью рыболовецкого колхоза «Царникава» Латв. ССР по проекту А. Эглайса. При разработке проекта ставилась задача создать быстроходное парусное судно, обладающее в то же время достаточным комфортом на борту для экипажа из 10 чел. и высокими мореходными качествами.
Отличительной особенностью катамарана является большая конструктивная ширина и использование снастей стоячего такелажа для крепления корпусов между собой. Жилые и служебные помещения расположены в корпусах, благодаря чему катамаран имеет малое лобовое сопротивление и сравнительно легкую конструкцию мостика. Круглоскулые обводы корпусов рассчитаны на использование для обшивки водостойкой фанеры. Основными элементами, обеспечивающими прочность и жесткость корпусов, являются поперечные переборки. Для удобства транспортировки судно имеет разборную конструкцию.
Основные данные катамарана «Центаурус»: | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 11,5 |
Длина по КВЛ, м | 10,0 |
Ширина наибольшая, м | 7,4 |
Ширина одного корпуса по КВЛ, м | 1,0 |
Водоизмещение, т | 3,5 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,56/1,85 |
Площадь парусности, м²: | |
— основной | 80 |
— с дополнительными парусами | 140 |
Планировка помещений в обоих корпусах идентична, за исключением служебных помещений: в левом корпусе оборудован камбуз и кают-компания, а в правом — штурманская рубка и гальюн. В каждом корпусе расположены по две двухместные каюты: в форпиках имеется еще по одной койке.
Общее расположение и схема парусности катамарана «Центаурус»
1 — кормовая двухместная каюта; 2 — кают-компания; 3 — камбуз; 4 и 6 — носовая двухместная каюта; 5 — форпик (может быть установлена трубчатая койка); 7 — гальюн; 8 — штурманская каюта; 9 — устройство для автоматической отдачи шкотов.
Катамаран оснащается шлюпом с широкой вращающейся мачтой, имеющей аэродинамический профиль. Мачта опирается на поперечную балку мостика ферментной конструкции и раскреплена двумя парами штагов. Дрейфу судна противодействуют два узких глубоко погруженных шверта; рули — с подъемными перьями.
Поскольку при отрыве наветренного корпуса от воды остойчивость катамарана начинает резко падать с увеличением крена, «Центаурус» снабжен устройством для автоматической отдачи шкотов всех парусов в том случае, если крен судна достигнет опасной величины. В слабый ветер на штагах, проведенных с топа мачты на форштевни обоих корпусов, могут быть поставлены дополнительные стаксели.
Катамаран комплектуется подвесным мотором, аккумуляторной батареей, бортовой электросетью с ходовыми огнями, спальными и камбузными принадлежностями и т. п. Корпуса снаружи покрываются стеклопластиком.
В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: