Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Каютная мотолодка «Альбатрос»

Каютная мотолодка «Альбатрос» — проект и чертежи для самостоятельной постройки моторной лодки

Каютная мотолодка «Альбатрос» — проект и чертежи для самостоятельной постройки моторной лодки

Основные данные мотолодки «Альбатрос»
Длина наибольшая, м 4,65
Ширина наибольшая, м 1,80
Высота борта в носу/на транце, м 0,85/0,67
Высота габаритная, м 1,36
Вес корпуса без снабжения, кг 60
Скорость под 30-сильным мотором с 2 чел., км/ч 38

Самостоятельной постройкой лодок я занимаюсь более десяти лет, а описываемый мини-крейсер — уже десятая по счету построенная мною лодка.

Девятой был вариант «Морского дротика» с лыжами шириной около 100 мм в корме. Его испытания и подсказали идею сделать новый корпус с комбинированными обводами, соединяющими скоростные качества саней Фокса и хорошую всхожесть на волну классических тримаранов. Десятую мотолодку я задумал как маленький и быстроходный «крейсер», рассчитанный на глиссирование под одним 30-сильным мотором.

Центральная лыжа имеет постоянную ширину (300 мм), но не плоская, а с переменной килеватостью: на транце — 7°, на миделе — 18°, а в носу (на 1 шп.) — 10°. Боковые лыжи имеют ширину на транце 200 мм, а к носу постепенно сужаются, так что в носовой части обводы мало отличаются от чисто тримаранных. По кромкам центральной лыжи установлен продольный редан; он начинается на шп. 2 и не доходит до транца на 350 мм. Вторая пара продольных реданов начинается на шп. 3 и обрывается на транце. На борту сделан уступ-брызгоотбойник. Набор собран из сосновых реек.

Теоретический корпус и конструктивный мидель-шпангоут
Теоретический корпус и конструктивный мидель-шпангоут
увеличить, 2000х2170, 337 КБ
1 — киль, сосна 45х30; склеенный из трех реек; 2 — стрингер центральной лыжи, сосна 30х20; 3 — редан треугольного сечения, сосна 50х35; 4 — редан, сосна 50х35; 5 — днищевой стрингер, сосна 16х30; 6 — стрингер спонсона, сосна 25х20; 7 — скуловой стрингер, сосна 30х20; 8 — брызгоотбойник, сосна 20х20; 9 — бортовой стрингер, сосна 20х20; 10 — привальный брус, сосна 35х20; 11 — палубный стрингер, сосна 20х20; 12 — стрингер крыши рубки, сосна 16х20; 13 — бимс, сосна 75х16; 14 — переборка, АБС-пластик, δ=2 мм; 15 — обвязка переборки, рейки сидений и диванов, сосна 20х30; 16 — подушка дивана, поролон, обшитый кожзаменителем; 17 — флор, АБС-пластик, δ=2 мм; 18 — флортимберс, 50х16; 18 — кница, фанера, δ=4 мм; 20 — топтимберс, 50х16.

Таблица плазовых ординат

Линия Шпангоуты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Высоты от ОЛ, мм
Киль 411 184 71 37 12 0 0 0 0 0
Центральная лыжа — ЦЛ 463 250 133 100 58 47 34 25 20 15
Скула — Ск 545 400 270 180 120 80 50 35 23 15
Тоннель — Т 290 240 205 196 185 170 160 150
Борт — ЛБ 730 695 660 630 600 570 540 490 455 420
Палуба — П 800 798 796 793 790 785 780 800 780
Спонсон — СП 185 137 93 60 35 24 15
  Полушироты, мм
Центральная лыжа — ЦЛ 190 180 170 160 155 150 150 150 150 150
Скула — Ск 735 782 810 820 830 830 830 830 830 830
Тоннель — Т 768 710 672 660 622 605 575 540
Борт — ЛБ 750 815 860 885 900 900 900 900 900 900
Палуба — П 615 787 814 844 860 840 820 825 835
Спонсон — СП 795 775 745 710 620 655 630

Корпус обшит листами термопластика АБС толщиной 2 мм. Этот материал отлично клеется клеем, изготовленным из стружки того же пластика, растворенной в ацетоне. Фальшборты, палуба и рецесс сделаны из фанеры толщиной 4 мм. Весь корпус, за исключением рубки, оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле ЭД-12 днище — в три слоя, борта — в два, палуба — одним слоем). Несмотря на небольшие размеры мотолодки (практически — в размерениях «Прогресса»), на ней удалось оборудовать рубку-убежище с тремя спальными местами (третье образуется при укладке раскладного столика между бортовыми диванами). В каюте светло (имеется и электроосвещение), благодаря большому вырезу в кормовой переборке она кажется довольно просторной.

Общее расположение мотолодки «Альбатрос» и вид на днище

Общее расположение мотолодки «Альбатрос» и вид на днище

В форпике, в который можно попасть из каюты через люк в носовой переборке, укладываются спальные принадлежности.

Пост управления расположен в кокпите по левому борту. Приборный щиток смонтирован на левой верхней части переборки; симметрично правой верхней части имеется шкафчик. Мотолодка оборудована ходовыми огнями, отмашкой, фарой, тахометром и спидометром. Пайолы сделаны из листов АБС-пластика. Передние сиденья — откидные; под ними расположены вместительные рундуки, в которые во время похода укладываются спасательные средства, посуда, аккумулятор. Под боковыми задними сиденьями расположены бензобаки емкостью по 45 л. Среднее заднее сиденье сделано съемным: под ним находится люк в трюм, где хранится 10-литровая канистра с маслом. Если это сиденье снять, то на люк можно установить две дополнительные канистры с топливом; таким образом общий запас горючего увеличивается до 140 л. За средним сиденьем имеется запирающийся шкафчик для инструмента, запасного винта, аптечки, а за боковыми — ниши для штормовой одежды.

Для снижения шумности мотор закрыт звукоизолирующим капотом, который при необходимости откидывается (на петлях) на правый борт.

Для обеспечения непотопляемости лодки в корпус вклеены блоки пенопласта общим объемом 450 дм³.

На постройку лодки силами двух человек ушли три с половиной месяца.

Первые же ходовые испытания «Альбатроса» оправдали наши надежды. Под мотором «Вихрь-30» со штатным винтом мотолодка вышла на глиссирование с четырьмя человеками на борту и развила скорость 32 км/ч. С одним водителем скорость возросла до 41 км/ч; при нагрузке два человека — составила 38 км/ч, с тремя — около 35 км/ч. Со специально подобранным грузовым винтом мотолодка «Альбатрос» выходит на глиссирование с нагрузкой пять и даже шесть человек (водоизмещение 820 кг); с нагрузкой четыре человека плюс 70 л бензина уверенно обходит «Казанку-5» под таким же «Вихрем-30», но с двумя пассажирами.

Испытывалась лодка и с двухлопастным винтом изменяемого шага «Енисей-2», который был установлен на максимальный шаг (около 340 мм). При этом с двумя человеками на борту «Альбатрос» обходил «Прогресс-4» с тремя пассажирами, но... с двумя моторами «Вихрь-30».

При попутной 1,5-метровой волне нос лодки не зарывается в волну, кокпит не забрызгивается. Остойчивость лодки выше всяких похвал. На любых режимах винт не кавитирует. Нетрудно справляться с «Альбатросом» и под веслами.

Какие недостатки выявились в результате испытаний? Оказалась слишком низкой линия скулы в районе шп. 3-5. Слишком высоко (150 мм от ОЛ) поднят бортовой брызгоотбойник, поэтому борта замываются.

Сейчас я готовлю чертежи новой модификации мини-крейсера с приподнятой скулой и опущенным на 80 мм брызгоотбойником. За счет увеличения на 120 мм длины форпика и на 120 мм каюты общая длина лодки возросла до 4,89 м. На 50 мм увеличена высота борта в носу лодки. В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, «Альбатрос» — это как раз то, что нужно большинству любителей под один 30-сильный мотор. Очень хотелось бы видеть такую лодку в промышленном изготовлении.

Е. Фомин.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное