Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Картоп-мотолодка под 2-сильный мотор

Картоп-мотолодка под 2-сильный мотор. На глиссирование под «Салютом»

Картоп-мотолодка под 2-сильный мотор. На глиссирование под «Салютом» Испытания и многолетняя эксплуатация серийных аэросаней-амфибий «А-3» показали, что обводы, отработанные для движения по снегу, обладают высоким гидродинамическим качеством при движении на воде.

Учитывая актуальность задачи всемерного снижения энергетических затрат, мы произвели экспериментальную проверку гидродинамических особенностей обводов амфибии, построив точную уменьшенную копию ее корпуса, которую можно было бы использовать как одно-двухместную картоп-мотолодку с наименее мощным из имеющихся у нас моторов — 2-сильным «Салютом».

Размерения лодки определялись из условий возможности хранения в домашних условиях (поставлена на транец и прислонена к стене), перевозки в лифте и даже переноски, когда лифт не работает, по лестнице — без касания стен и кантовки на лестничных площадках. Естественно, важно было обеспечить удобство погрузки на крышу автомобиля и выполнения всех операций по транспортировке силами одного человека.

Основные данные мини-мотолодки с обводами амфибии «А-3»
Длина, м 2,00
Ширина, м:  
— корпуса 1,00
— со вставленными «ластами» 1,48
Масса снаряженной лодки без ПМ, кг 20
Водоизмещение полное, кг 110
Мощность ПМ, кВт (л. с.) 1,5 (2)

Осенью 1980 г. такая 2-метровая плоскодонная мини-мотолодка была построена и испытана. На виду у потрясенных рыболовов лодка глиссировала под «Салютом» и (с одним водителем) шла со скоростью 22-25 км/ч. Для меня это было некоторой неожиданностью, так как я считал, что «Салют-М» даже при хорошем гидродинамическом качестве корпуса лодки может обеспечить скорость не выше 15-17 км/ч. Такие результаты были получены на мерном участке длиной 200 м в условиях, когда на воде были волны от проходящих лодок.

Теоретический чертеж картоп-мотолодки — корпус, бок и полуширота

Теоретический чертеж — корпус, бок и полуширота
увеличить, 996х1192,112 КБ

Таблица плазовых ординат — высот линий теоретического чертежа

Линия № шпангоута
0 1 2 3 4 5 6-8 9
Скулы — Ск 315 297 141 56 27 25 45 45
Килей — К 320 265 120 30 2 0 0 0
ДП — свода тоннеля 322 265 141 56 27 25 25 0
Борта — ЛБ 320 365 Прямая 255
Примечание. Ординаты даны без учета толщин обшивки.

Для достижения высокой скорости и, следовательно, высоких экономических показателей, потребовалась небольшая доработка мотора «Салют-М», хотя и весьма надежного, но не предназначенного для движения на режиме глиссирования. Были проведены следующие изменения:

— увеличен шаг штатного серийного винта (лопасти отогнуты) на R=0,7 со 115 до 135 мм; на R=0,9 со 115 до 160 мм;

— установлен обтекатель от корпуса водяного насоса до выхлопной трубки;

— установлена между фланцами (вместо прокладки) антикавитационная пластина размером 100х200 мм;

— спилены припуски и выступающие головки болтов;

— мотор установлен на транце высотой 355 мм (вместо 380 мм).

Скоростные характеристики, видимо, можно еще улучшать, установив новый винт и проведя тщательную доводку обводов. Необходим дополнительный отражатель, чтобы отклонить от дейдвуда фонтан брызг, высота которого на 0,5 м выше крышки мотора (вода попадает на свечу и карбюратор, вызывая временами перебои).

Считается, что для выхода на глиссирование необходимо, чтобы нагрузка на единицу мощности не превышала 30-35 кг/л. с. В данном случае получена нагрузка 52-55 кг/л. с. с весьма высоким коэффициентом эффективности

К=DV/N=1400

и соответственно очень низким расходом топлива — порядка 40 г/км. Гидродинамическое качество получается равным 10-12.

Экипаж размещается на двух низких банках, которые можно перемещать по направляющим вдоль лодки (это необходимо для обеспечения оптимального дифферента, особенно при размещении одного человека). Уключины вставляются в капроновые втулки, вмонтированные в борта.

Схема днища со стороны транца

Схема днища со стороны транца
1 — клиновидный поперечный редан от линии К к скуле Ск; 2 — ласт; 3 — уступ по линии К; 4 — клиновидный отгиб днища на транце; 5 — подмоторная доска; 6 — центральный подпорный клин в корме на своде тоннеля.

Сечения по шп. 3. и по редану (вид с кормы)

Сечения по шп. 3. и по редану (вид с кормы)
увеличить, 1980х821, 179 КБ

Для снижения сопротивления при выходе на глиссирование, в районе редана располагаются съемные ласты из дюралевого листа толщиной 2 мм. Каждый ласт крепится тремя специальными дюралевыми винтами с полупотайной головкой.

Основной материал, примененный при постройке корпуса, — фанера толщиной 4 мм и сосновые рейки 15х15; сборка выполнена на шурупах и клеях ПВА, ЭДП. Готовый корпус прокрашен натуральной олифой и покрыт лаком ГФ-166(6С).

При постройке аналогичной лодки особое внимание необходимо обращать на остроту кромок днища по бортам, редану, транцу и на остроту продольных ступенек в местах стыка обшивки днища. Скругление этих кромок — недопустимо.

Мотолодку с такими обводами можно построить и под более мощные моторы «Ветерок», соответственно увеличив размеры.

Г. В. Махоткин.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное