Как выбрать мотор для лодки или катера
Зная мощность и скорость, на которые рассчитана ваша лодка, нетрудно правильно подобрать мотор. При самостоятельном же выборе следует принять во внимание следующие соображения.
Во-первых, чтобы лодка достигла определенной скорости, мотор должен развивать мощность не ниже какого-то определенного предела, зависящего от типа обводов и нагрузки судна.
Для тяжелых водоизмещающих лодок, которые обычно ходят со скоростью 9-18 км/ч, достаточна мощность в 1,5-3 л. с. на тонну водоизмещения (правда, при условии, что винт подобран для данной скорости).
На водоизмещающей лодке длиной 4-5 м практически достаточно 5-сильного «Прибоя», отличающегося экономичностью, бесшумной работой. На такую лодку длиной 5-7 м лучше поставить мотор мощностью 8-12 л. с., например «Ветерок-8» или «Москву», чтобы иметь запас мощности на случай волнения и сильного ветра, когда высокобортный корпус становится плохо управляемым.
Если речь идет о быстроходной глиссирующей лодке с остроскулыми обводами, вес ее — нагрузка — приобретает гораздо большее значение и его нужно подсчитать поточнее. Просуммируйте вес корпуса лодки с оборудованием и снабжением, вес экипажа (из расчета 75 кгс на человека), вес подвесного мотора (его можно принять для начала равным 40 кгс) и вес запаса горючего (стандартный бачок с топливом весит 20 кгс). Разделив теперь сумму на 25, вы получите значение минимальной мощности, необходимой, чтобы вывести судно на глиссирование.
Второе, что нужно иметь в виду, это безопасность плавания. При чрезмерной мощности мотора легкая лодка может опрокинуться на крутом повороте или при внезапном обрыве штуртроса. Максимальная допустимая мощность мотора обычно указывается в паспорте лодки или, если корпус самодельный, определяется, как указано ниже в разделе «Допустимая мощность подвесного мотора».
Наконец, большая мощность — это и большой расход топлива, причем, несмотря на выигрыш в скорости, расстояние, которое пройдет лодка на одном баке при более мощном моторе, всегда будет меньше.
Не забывайте и о весе самого мотора: одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «Прибой», другое — «Вихрь» или даже «Нептун».
Запасной мотор на лодке в дальнем плавании необходим. Если есть возможность, возьмите с собой любой маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и «Салют»).
Допустимая мощность подвесного мотора
Любители большой скорости нередко считают допустимой ту мощность, которую имеет самый мощный из имеющихся в продаже моторов. Необходимо использовать более разумные критерии, основанные на соображениях безопасности.
По американским стандартам ВIА исходя из условий безопасности плавания наибольшая мощность устанавливается в зависимости от произведения наибольшей длины L на наибольшую ширину лодки по транцу Втр (подразумевается, что соотношение этих величин выбрано в соответствии с требованиями остойчивости):
Мощность, л. с. | 3 | 5 | 7,5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 |
L x Bтр, м2 | 3,25 | 3,3-3,6 | 3,7-3,9 | 4,0-4,2 | 4,3-4,5 | 4,6-4,9 | 5,0-5,3 | 6,4 | 7,0 | 7,5 | 8,0 |
Следует, однако, подчеркнуть, что для легкой и узкой плоскодонной лодки, такой например, как «Казанка», и эта мощность может оказаться небезопасной при управлении малоопытным водителем. В подобных случаях правила ВIА рекомендуют устанавливать подвесной мотор вдвое меньшей мощности, чем определено выше.
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: