Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Безнаборная лодка из фанеры
  

Безнаборная лодка из фанеры. Как построить лодку из фанеры

От яхтсменов-автомобилистов наш яхт-клуб «Маяк» получил заказ на проектирование и постройку удобной картоп-лодки из фанеры, рассчитанной на два-три человека. Лодка должна была быть остойчивой максимально легкой, удобной для перевозки на багажнике автомобиля, а также ходить под веслами и небольшим мотором.

Нам удалось изготовить такую лодку. Материалом для нее послужила фанера, оклеенная стеклотканью. Масса суденышка не превысила 40 кг. На изготовление ушло 2 листа 4-миллиметровой фанеры, 3 листа — 6-миллиметровой (ФСФ ГОСТ 3916-69), 6 м стеклоткани и 5 кг эпоксидного клея. Потребовалось также небольшое количество реек, медной проволоки, шурупов и 3 дверные ручки.

Основные данные безнаборной лодки из фанеры
Длина наибольшая, м 2,6
Ширина наибольшая, м 1,1
Высота борта, м 0,4
Масса порожнем, кг 40
Пассажировместимость, чел. 3
Допустимая мощность мотора, кВт (л. с.) 3,7 (5)
Скорость хода под мотором, км/ч 15-20

Конструкция корпуса лодки — общий вид и поперечное сечение

Безнаборная лодка из фанеры. Как построить лодку из фанеры

Конструкция корпуса лодки
1 — палуба, фанера δ=6 мм; 2 — люк, фанера δ=6, сосна 20х20; 3 — борт, фанера δ=4; 4 — банка, сосна 20х200; 5 — упор банки, сосна 20х30; 6 — днище, фанера δ=6; 7 — пайол, фанера 6х600х1000; 8 — карленгс, сосна 20х30, L=2600; 9 — переборки, фанера δ=6; 10 — транец, фанера δ=6; 11 — опора рецесса, сосна 15х15х300; 12 — рецесс, фанера δ=4; 13 — транцевая накладка, сосна 15х200х315; 14 — ручка.

Выбранные обводы корпуса обеспечили не только легкий ход как на веслах, так и под мотором, устойчивость на курсе, мягкую всхожесть на волну, но и простоту сборки с применением для соединения половин днища между собой и бортов с днищем способа сшивки скрепками из медной проволоки с последующей оклейкой паза полосками стеклоткани на эпоксидном клею.

Поддержание формы корпуса лодки из фанеры обеспечивается переборками и транцем, которые изготавливаются по одному шаблону — корпус от носовой переборки до транца имеет одинаковую форму поперечных сечений.

Днище носовой части лодки на длине 800 мм (до первой переборки) образовано из двух наклонных листов фанеры, имеющих только поперечную погибь. Угол наклона образующей носового свеса к основной плоскости составляет 30°. Обшивка борта по радиусу переходит в бортовую опалубку.

Водонепроницаемые переборки делят корпус на три изолированных отсека. При заполнении любого из них водой фанерная лодка с экипажем на борту остается на плаву.

Последовательность сборки корпуса такова. Первоначально по шаблонам, изготовленным по плазу, раскраивались переборки и транец, борта и половинки днища. Затем заготовки днища стыковались по длине на фанерной подкладке шириной 200 мм. Заготовки днища и бортов сначала пришивались к переборкам и транцу (по заранее сделанной разметке), затем сшивались между собой. Далее устанавливались карленгсы (верхние кромки бортов закреплялись к ним на эпоксидном клею с запрессовкой шурупами), половинки днища в носовой части, палуба и детали насыщения.

Все сшиваемые медными скрепками соединения изнутри проклеивались полосками стеклоткани шириной 50 и 70 мм, причем широкая полоска накладывалась поверх узкой. Такой метод сборки деталей корпуса не раз уже излагался на страницах сайта vodnyimir.ru (см., например: Двухместная рыболовная лодка «Краб», Лодка из семи деталей, «Сом» — моторная лодка, сшитая из фанеры). Диаметр проволоки составлял 1,5 мм, шаг скрепок — 50-100 мм.

Снаружи корпус оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле, в которую в качестве пигмента введен свинцовый сурик. Красивый вид лодке придала окраска ее верха синей эмалевой краской. Изнутри корпус проолифен также с добавлением сурика.

Подуключинами служат латунные втулки диаметром 12 мм, закрепленные в деревянных подушках. Банка из доски 20X200 мм и рецесс под двигатель подкреплены брусками, транец — вертикальной доской 15х200 мм.

Фанерный пайол опирается на два флора.

П. И. Бернатович, 1982 г.

ОТ РЕДАКЦИИ: Предложенная П. И. Бернатовичем конструкция картоп-лодки интересна и оригинальна. Строители выбрали технологичные формообразования корпуса, позволяющие иметь тоннельные обводы при одинаковой погиби днища по всей длине. Погибь днища, как и загиб бортов в верхней части, обеспечивает и общую прочность корпуса, и жесткость обшивки. Это решение позволило создать практически безнаборную конструкцию — из набора имеются только два карленгса, протянутых по всей длине лодки из фанеры и служащих для образования края кокпита, а также для крепления бортов, носовой и кормовой частей палубы. Переборки, помимо обеспечения водонепроницаемости отсеков, служат шаблонами для образования формы корпуса, однако трудно себе представить, чтобы без специальных приспособлений, пусть даже самых элементарных, можно было зафиксировать 6-миллиметровую фанеру до окончания процесса сшивки (полного отверждения стеклопластика).

Двухтоннельные обводы обеспечивают хорошую начальную остойчивость этой небольшой лодочки.

При всей оригинальности и простоте некоторые аспекты конструкции вызывают сомнения. Начнем с того, что указанная грузоподъемность 260 кг (3 чел.) кажется несколько завышенной. При полном водоизмещении 300 кг осадка лодки должна составлять около 200 мм, поэтому высота надводного борта окажется явно недостаточной, тем более что уже при небольшом крене в воду начнет входить скругленный участок борта, остойчивость будет быстро уменьшаться. Для устранения этих недостатков следовало бы увеличить ширину и высоту борта лодки.

В целом проделанную работу можно рассматривать как удачный эксперимент постройки картоп-лодки безнаборной конструкции. В дальнейшем при увеличении габаритов до 3,2х1,4 м можно получить легкую, удобную для перевозки на багажнике автомобиля и для плавания на закрытых водоемах фанерную лодку.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное