Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Как увеличить скорость моторной лодки

Как увеличить скорость моторной лодки — из опыта установки продольных реданов

Приводимая ниже заметка нижегородского водномоторника Ю. М. Петрова, на наш взгляд, будет полезной многим владельцам быстроходных лодок. Автор не просто подсказывает тему для творчества, а рекомендует реальный и относительно недорогой путь повышения скорости мотолодки.

Конечно, очень хорошо, что появились мощные импортные моторы по цене автомобиля «Жигули». Кто-то может и купить — порезвиться, но большинство настоящих любителей остаются со своими старенькими «двадцатками» и «тридцатками». Мне хотелось бы помочь таким судолюбителям по части улучшения ходкости, уменьшения рыскливости, повышения мореходности, увеличения скорости, а также снижения расхода топлива при наличии небольших мощностей.

Я начал заниматься установкой реданов в 1970 г. для повышения гидродинамических качеств своих упрощенных «морских саней» (о лодках с данным типом обводов см. на страницах:

Для пробы были установлены два элементарных (шириной 40 мм) скуловых редана-брызгоотбойника, которые отсекали воду, улучшали выход на глиссирование и повысили скорость. В дальнейшем, при доработке днища саней были установлены два более мощных скуловых редана (шириной 80 мм у транца), по одному редану на внешних скуловых поверхностях и четыре редана в шахте — в носовой части корпуса.

Примерная схема установки днищевых продольных реданов и скуловых брызгоотбойников

Как увеличить скорость моторной лодки — из опыта установки продольных реданов
А — упрощенные «морские сани»; Б — фанерный вариант мотолодки «ПК-5»; В — серийный «Прогрессе-2»; Г — круглоскулая лодка с двигателем «ГАЗ-21»; Д — трехкилевые «морские сани Фокса».

По два редана длиной 1,5 м устанавливали на боковых поверхностях днища «Прогресса-2». Это позволило улучшить мореходность, уменьшить рыскливость, а благодаря подъему носовой части и уменьшить смачиваемую поверхность днища: скорость лодки увеличилась. Реданы изготовлялись из сосны и ставились каждый на 4 шурупа с герметиком.

Скуловые реданы (шириной 120 мм), установленные от форштевня до транца по ватерлинии на круглоскулой 7-метровой лодке городецкой постройки, позволили ей выйти на глиссирование (водомет с «ГАЗ-21»). До установки реданов при увеличении оборотов двигателя перед носом лодки поднимался метровый водяной вал и скорость не возрастала.

При доводке своих «Морских саней Фокса» я установил 80 мм реданы на боковых поверхностях центральной лыжи и реданы оригинальной формы на бортовых брызгоотбойниках (которые практически не работали). На днище реданы начали работать со скорости 10 км/ч. С увеличением скорости вода, не омывая шахту, уходила к транцу. Налицо было уменьшение смачиваемой поверхности днища, стал мягче ход на волне. Бортовые реданы были сделаны по аналогии с катером «Флиппер 909», но с небольшим усовершенствованием. Пластины реданов длиной 500 мм изготовлялись из листового металла и накладывались снизу на брызгоотбойник, имеющийся по ватерлинии, с перекрытием 20 мм и крепились 4 винтами М4. Реданы были согнуты по радиусу 40 мм, а кончались прямой полочкой шириной 5-8 мм, параллельной ДП. Эффект от полки был потрясающий, вода уходила к транцу, закручиваясь и отваливаясь от борта без брызгообразования. Двигатель тогда развивал всего 3000 оборотов в минуту (не регулировалось опережение зажигания из-за значительного износа шестерен распределительного вала), тем не менее, я добился скорости 39 км/ч благодаря хорошей работе реданов. Отмечу, что при установке продольных реданов увеличивается дифферент на корму. Это полезно, если имеется отгиб днища вниз у транца. Если отгиба нет, требуется установка транцевой плиты.

Регулируемая транцевая плита, навешенная на водомет

Регулируемая транцевая плита
1 — крепежный угольник, сталь δ=1; 2 — плита, сталь δ=3, размер «а» по ширине фланца; 3 — обушки для крепления регулировочных талрепов.

Я навесил регулируемую плиту прямо на водомет, закрепив ее на отверстия между фланцем водозаборника и фланцем сопла. В дальнейшем были поставлены еще и два подводных крыла за транцем на уровне днища.

Установка кормовых подводных крыльев за транцем моих «Морских саней Фокса»

Установка кормовых подводных крыльев

Обладая большой подъемной силой, эти крылья позволяли иметь значительную кормовую загрузку. Правда, при изменении нагрузки требуется дополнительная регулировка угла подъема крыльев. Идеально, если бы такую регулировку можно было производить с места водителя.

Все эксперименты проводились при наличии на щитке приборов: манометра (до 1 атм.) с откидывающимся датчиком на днище и тахометра.

Думаю, чтобы полностью использовать мощность двигателя и получить высокие показатели, необходима установка эффективных реданов на все типы мотолодок и даже некоторых яхт (по ватерлинии для уменьшения смачиваемой поверхности борта и уменьшения крена). Меня удивляют конструкторы новых мотолодок и катеров, которые это не понимают. Даже на новой мотолодке «Мастер» имеющиеся реданы не работают с полной отдачей. На снимке видно, что при достаточно мощном моторе у нее излишне замывается борт.

Хотелось бы, чтобы какая-нибудь фирма начала выпускать современные радиусные реданы нескольких типоразмеров для самостоятельной установки их судолюбителями на своих лодках. Привожу примерный профиль редана.

Предлагаемый профиль радиусного продольного редана толщиной 1,5-2,0 мм (легкий сплав)

Профиль радиусного продольного редана

Радиус можно делать положе, увеличив ширину редана. Количество и длину реданов лучше всего подбирать опытным путем, по рекомендациям журнала. Главное, чтобы реданы перекрывали друг друга. Установка двух реданов на днище и двух скуловых реданов, как правило, дает положительные результаты. Профиль реданов может быть штампованным или прессованным из алюминиевого сплава.

Мотолодка стала мягко ходить по волне, уменьшилась смачиваемая поверхность в шахте. Не стало водяного вала в носовой части шахты во время выхода на глиссирование, сократилось и само время выхода. На скорости прослушивался характерный шелест от хорошей работы реданов. Все рабочие плоскости реданов устанавливались с углом 15° от ДП вниз к днищу.

По моему совету продольные реданы ставились на плоскодонном фанерном варианте мотолодки ПК-5. У нее уменьшилась рыскливость, улучшилась всхожесть на волну, что позволило установить водительское и пассажирское места в носовой части. Реданов было установлено: четыре на днище и два на скуле (шириной всего по 30 мм).

В заключение остается пожелать судоводителям-любителям: не жалейте времени на установку и изготовление реданов. Ваши труды окупятся повышением скорости, улучшением мореходности и уменьшением расхода топлива.

Ю. Петров, г. Нижний Новгород, «Катера и яхты», 1998 г.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное